В СМИ появилась информация о том, что руководитель администрации губернатора Забайкальского края Алексей Казаков поручил провести опрос среди коллег. Предполагалось узнать, считают ли трудовые соратники достойной вице-губернатора Аягму Ванчикову получения почётной грамоты президента за заслуги в борьбе с коронавирусной инфекцией.
Результаты опроса нам неизвестны — ни один из вышеуказанных людей не прокомментировал эту новость. Поэтому предлагаю не давать оценку действиям Казакова, а порассуждать на тему возможного награждения Ванчиковой и вспомнить, как вообще Забайкалье справлялось с этой бедой с 2020 года.
В Забайкалье началось всё в начале 2020-го, в январе закрыли границу с Китаем, а в регионе был всего один заболевший – житель КНР Вань Юньбинь.
Ситуация ещё не патовая, но Ванчикова уже на боевом посту и призывает забайкальцев присоединиться к челленджу #Мойдодыр для профилактики коронавируса. Также она призвала забайкальцев не ходить в больницы, а вызывать врачей на дом.
А вот уже в марте вице-губернатор, ссылаясь на поправки в КоАП, рассказывает о штрафах для забайкальцев за нарушение режима самоизоляции. «От 50 тысяч и выше, а если нарушение режима повлекло смерть человека от вируса, то уголовная ответственность», – разъясняла Ванчикова.
В апреле стало известно о больной коронавирусом читинке, которая летела в одном самолёте с сотней человек. Аягма Ванчикова тогда заверяла, что все 120 человек на контроле у властей. Проверить мы это, к сожалению, не сможем. Но слабо верится в какой-то хоть малейший контроль над 120 людьми... и не зря, ведь в этот же день семья, летевшая на этом же борту, сообщила «Чита.Ру», что никаких предупреждений и контроля со стороны властей не было.
Очередное решительное решение (именно так) Аягма Ванчикова направила против… собак. Бедным животинам сократили зону для выгула — с 500 до 100 метров от дома. Помогла ли эта мера? Да в общем-то нет, поскольку потом начался рост заболевания. Но здесь никто не обвиняет Ванчикову, ведь, возможно, сами жители наплевали на все постановления и выгуливали своих собак, где им вздумается.
Но вице-губернатор не просто вносила поправки в постановления, но и была в роли инспектора соцучреждений региона и выявляла там несоблюдение антиковидных мер.
А вот в мае запахло жареным. Первые камни полетели в огород вице-губернатора. Экс-министр здравоохранения Забайкальского края Валерий Кожевников заявил, что вся ответственность лежит на руководстве края и, в частности, на заместителе председателя правительства по социальным вопросам Аягме Ванчиковой. «Считаю, что действия минздрава края сегодня согласовываются с ней (Аягмой Ванчиковой — ред.). К сожалению, вижу, что главные врачи боятся за свои места и, к сожалению, боятся высказать свою точку зрения», — говорил Кожевников. Пресс-служба Ванчиковой и сама вице-губернатор не прокомментировали слова Кожевникова.
В июне Аягма Ванчикова вроде как решила вопрос с выплатами врачам, работающим с ковидниками. Число жалоб по стимулирующим выплатам от врачей уменьшилось с 30 до трёх в сутки.
После долгой работы по борьбе с коронавирусом в начале осени его выявили в 44 образовательных учреждениях Забайкальского края за неделю. Школы тогда полностью не закрыли, но ввели 14-дневный карантин и тестирование.
А вот уже в октябре вице-губернатор сообщает, что «нет желания вводить ограничения. Мы помним, как разрушительно весной они повлияли на экономику, на предпринимателей и самозанятых. У нас есть вся статистика, и повторять это мы не хотим». Вот и сегодня с локдауном не торопятся, хотя коронавирусная статистика просто орёт «Бегите, глупцы!»
Кроме того, неутешительные новости Аягма Гармаевна сообщала и про заполняемость моностационаров: «Сколько бы коек мы ни развернули, 95–98% занято».
Но главный подвиг, без доли шутки, вице-губернатор совершила в ноябре – она 6 часов отработала врачом читинской поликлиники для пациентов с COVID. «Я попробовала на практически всех этапах поработать за врачей. Тяжело было на этапе выписки больничного листа — надо смотреть в экран, маленькие буквы, очки запотевают», – рассказывала Ванчикова.
Но уже через несколько дней появилась аудиозапись, на которой слышно, как замгубернатора накричала на главных врачей и сотрудников минздрава за переполненные моностационары и непрекращающийся рост числа больных коронавирусом.
Позже замгубернатора дала интервью «Чита.Ру», в котором рассказала, что она не кричала, а «просто получилось громко». Кроме того, в нём она рассказала ещё много чего интересного.
А в 2021-м началась вакцинация. Аягма Ванчикова предложила регистрировать участников крупных культурных и спортивных мероприятий с указанием, поставили ли они прививку от коронавируса и переболели ли им.
Казалось бы, вакцина есть, сейчас убьём заразу, но не тут-то было. Забайкальцы, как выяснилось, не особо доверяют российским учёным и их разработкам. И с июня 2021-го в регионе началась третья волна коронавируса.
Но и здесь Аягма Гармаевна часто появляется в новостной сводке. Последние несколько дней она твердит о том, что в крае нужно вводить локдаун. «Здравоохранение уже загнулось», – говорит вице-губернатор. И, действительно, показатели за последний месяц небывалые. Более 300 человек заражаются ковидом за сутки в регионе, а о скольких мы ещё не знаем?
В то же время вице-губернатор на критику коллеги Андрея Гурулёва говорит , что «здравоохранение, слава богу, работает».
В общем, вот такая подборка новостей, в которой было всё – и хорошее, и плохое. Вернёмся к нашему вопросу: надо ли награждать Аягму Ванчикову за успехи в борьбе с коронавирусом? Я думаю, делать это на данном этапе максимально странно, так как регион занимает восьмое место во всероссийском рейтинге по числу заболевших.
Кстати, в нашем телеграм-канале вы можете пройти анонимный опрос и выразить своё мнение.