Стремительное развитие интернета порождает множество вопросов, в том числе и об интернет-рекламе. Обладая огромным опытом в производстве и публикации коммерческого контента, «Чита.Ру» совместно с юридическим бюро «Феникс» публикует ответы на самые часто задаваемые вопросы о правовой стороне рекламы во Всемирной паутине.
Как регулируется реклама в интернете?
Реклама в интернет подпадает под общие требования федерального закона «О рекламе», однако специальных положений о распространении там рекламы, в законе нет. Таким образом, реклама в интернете подчиняется лишь общим для рекламы в России требованиям.
Какие обязанности есть у рекламодателей?
Предоставлять при необходимости сведения о наличии лицензии, обязательной сертификации и государственной регистрации. Рекламодатель банковских, страховых и иных финансовых услуг обязан указывать все условия, влияющие на их стоимость. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи предполагает предоставление регистрационных данных. Застройщики обязаны указывать сведения о месте и способах получения проектной декларации.
Что важно знать о рекламе алкоголя в интернете?
По общему правилу реклама алкоголя в интернете запрещена, однако запрет не касается алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 5% объёма готовой продукции, например, безалкогольного пива. При этом запрещена реклама безалкогольного пива с использованием логотипа, используемого для обозначения, в том числе алкоголя, из которой чётко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво.
Запрет на рекламу алкоголя затрагивает, в первую очередь, Рунет и все интернет-сайты, зарегистрированные в доменах su, ru, рф, а также русскоязычные страницы сайтов в иных зонах. Под понятие рекламы не попадают сайты производителей или продавцов алкогольной продукции, на которых приведены ассортименты товаров.
Часто возникает вопрос, будет ли являться рекламой алкоголя использование изображения бутылки в кадре? На этот вопрос нет однозначного ответа, поскольку инспектор ФАС субъективно может посчитать, что это ненадлежащая реклама, а вам придётся доказывать обратное.
Что важно знать о рекламе лотереи?
Любая, в том числе и беспроигрышная лотерея относится к стимулирующим мероприятиям - конкурсу, игре или чему-то иному, условием участия в которых является приобретение определённого товара.
В рекламе стимулирующего мероприятия необходимо указывать сроки и правила его проведения, источник информации об организаторе мероприятия, количество призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроки, место и порядок их получения.
Что важно знать о рекламе медицинских услуг?
После полугодового запрета, в июне 2014 года было разрешено рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации, включая интернет-СМИ.
Закон отдельно запрещает использование образа медицинских и фармацевтических работников, а также указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, если это не подтверждено реальными научными исследованиями. Использование образов медицинских и фармацевтических работников разрешено: в рекламе медицинских услуг; в рекламе средств личной гигиены; в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники; в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий; в рекламе, размещённой в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Запрет указания на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования не распространяется на рекламу лекарственных средств и на рекламу медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Судебная практика не относит к рекламе медицинских услуг рекламу услуг целителей, однако имеются судебные постановления, относящие массаж к простым медицинским услугам – в этом случае опять же нужна лицензия. В конце 2014 года Госдума отклонила изменения в закон «О рекламе» об ограничении распространения деятельности астрологов, гадалок, магов, спиритов, экстрасенсов и прочих.
Что важно знать о рекламе финансовых услуг?
Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности не может быть определена на момент заключения договора с потребителем.
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, указывающие полную стоимость кредита. На рекламу реализации товара в рассрочку, предоставляемую продавцом товара, положения закона не распространяются.
Что такое недобросовестная и недостоверная реклама?
Недобросовестной является реклама, которая:
1. Содержит некорректные сравнения рекламируемой услуги с находящимися в обороте услугами других исполнителей. При этом понятие «корректности» или «некорректности» не универсально и носит оценочный характер;
2. Порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; при этом деловая репутация может принадлежать не только гражданам, но и юридическим лицам. Деловая репутация лица - это внешняя оценка его деловых, профессиональных, предпринимательских качеств;
3. Содержит описание услуги, реклама которой запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она подаётся под видом рекламы другой услуги, а также под видом рекламы исполнителя такой услуги;
4. Является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Законодатель выделяет несколько форм недобросовестной конкуренции: распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки ущерб деловой репутации другому субъекту; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места оказания, потребительских свойств, качества и количества услуг или их исполнителей; некорректное сравнение рекламируемых услуг с услугами других хозяйствующих субъектов; продажа, обмен или иное введение в оборот услуг с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации оказания услуг; получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную тайну и охраняемую законом тайну.
Недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1. о преимуществах рекламируемой услуги перед находящимися в обороте услугами, которые оказываются другими исполнителями;
2. о любых характеристиках услуги;
3. об ассортименте услуг, а также о возможности их приобретения в определённом месте или в течение определённого срока;
4. о стоимости услуги, порядке её оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения услуги;
5. о гарантийных обязательствах исполнителя услуги;
6. об условиях оказания услуги, гарантийного и послегарантийного обслуживания;
7. об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации услуги;
8. о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9. об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10. о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемой услуги;
11. о фактическом размере спроса на рекламируемую или иную (к примеру, конкурентную) услугу;
12. об объёме производства или продажи рекламируемой или иной (конкурентной) услуги;
13. о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приёма заявок на участие в нём, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
14. о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
15. об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
16. о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
17. об изготовителе или о продавце рекламируемой услуги.
Включение в рекламный материал как информации, искажённой в соответствии с иными, достоверными данными, так и ложной информации при отсутствии каких бы то ни было достоверных данных, позволяет отнести такую рекламу к недостоверным.
Каковы последствия размещения ненадлежащей рекламы?
Согласно закону о рекламе лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причинённого здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе). Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 12 тысяч до 25 рублей, на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.