Мы продолжаем публикацию рассказов Александра Леснянского о фото-путешествии на Байкал в сентябре 2013 года. Первую часть рассказа можно прочитать здесь, вторую – по этой ссылке, третью – здесь, а с оригинальным авторским текстом и фотографиями познакомится в блоге путешественника lesnyanskiy.livejournal.com.
6 августа 2013
Кульминацией путешествия я бы назвал поход вдоль берега Байкала из бухты Песчаной в бухту Сенную. Это одно из красивейших мест на Байкале.
В шесть утра мы уже шагали по тропе, чтобы успеть встретить рассвет на обзорной точке. Над горизонтом засветилась оранжево-красная полоса, потом выскочило солнце. Еще какое-то время скалы были освещены желтым цветом, и на этом, собственно, всё закончилось.
Точек, откуда открываются виды на бирюзовые бухты и скалистые мысы, на тропе достаточно много. Но то, что красиво для глаз, не всегда просто скомпоновать в кадр. Или какие-то лишние стволы, ветви лезут, или наоборот, много пустого места, или весь сюжет в кадр не помещается.
Мыс Малый Колокольный
Этот кедр фотографировали, наверное, не одно поколение туристов. Еще не так давно он олицетворял «борьбу за жизнь». Но теперь дерево окончательно засохло.
Подходим к бухте Сенной
Около 10 часов утра с горной тропы мы спустились в бухту Сенную, оттуда на «Татьяне» вернулись в Песчаную.
В Песчаной красота! Слева, если смотреть со стороны моря, мыс Малая Колокольня, справа ещё более высокая скала – Большая Колокольня. Но мы не спешим ни направо, ни налево. Мы пока останемся посередине, на корабле. Потому что самая красота вся здесь, и уже стоит на столе!
Долбанина
Строганина + расколотка = долбанина
Омуля мы уже пробовали в разных видах, но не было еще расколотки и строганины. Гид Рома рассказал, как готовится сей деликатес, пообещал заморозить несколько рыбин и порадовать назавтра всех присутствующих. Если кто не знает, то строганина – это нарезанная тонкими ломтиками сильно замороженная свежая рыба. Ломтик отрезают, тут же макают в смесь соли и перца и отправляют в рот, где он буквально тает. А расколотка – это когда берут замороженную рыбину, разбивают её обухом топора или молотком, при этом шкура легко отделяется, а мясо разваливается на лакомые кусочки. Их так же окунают в соль с перцем. Лучше всего расколотку делать из благородных сортов рыбы – хариуса, омуля, ленка, у которых мало костей.
Рыба, чтобы дойти до нужного состояния, морозилась уже сутки. За это время незнакомые слова «расколотка» и «строганина» подзабылись и перемешались.
Приближалось время дегустации. Валера весь светился от предвкушения: «Там на камбузе Рома с коком сейчас эту готовят…, ну, как её… долбанину!»
Большая Колокольня
С её склонов открываются виды на бухту. Для этого не обязательно подниматься на самый верх.
Вид со склона Большого Колокольного мыса на бухту Песчаную
Гребень мыса Большого Колокольного – сплошной гранит. Огромные каменные серые скальные глыбы, покрытые пятнами цветного лишайника.
У подножия Большой Колокольни расположена группа ходульных деревьев. Сосны, песок из под корней которых выдуло ветром.
Малая Колокольня
В соседней с Песчаной маленькой бухте с южной стороны Малого Колокольного мыса в скалах на границе воды есть небольшой грот-пещера, в которую можно заплыть на лодке.
Малая Колокольня (на втором плане) и одиночная скала в море напротив грота
Ближе к вечеру отправились за красивыми картинками на мыс Малая Колокольня.
Тропа из песчаной на мыс Малый Колокольный
Скала Малая Колокольня
Бухта Песчаная. Вид с мыса Малый Колокольный
А вот уж и солнце село…
Вообще-то мы планировали остаться в Песчаной ещё на одну ночевку, и утром в этих же точках встретить рассвет. Но капитаны получили плохой прогноз: штормовое предупреждение. Сильный ветер должен начаться этой ночью, и тогда нам из Песчаной не выбраться. А завтра последний день похода. Поэтому мы возвращаемся на «Татьяну» и в ночь отправляемся на южные берега озера, к КБЖД.
Что такое КБЖД? – Это очень прикольно. (рассказ об этом читайте в заключительной части)
Последний свет в бухте Песчаной
Малая Колокольня
Кругобайкалка (КБЖД) 7 сентября 2013
«Татьяна» убегала от шторма шесть часов. Долгий ночной переход из Бухты Песчаной к мысу Толстому на южной оконечности Байкала – это не просто романтично. Это в некотором роде приключение для новичков. Ни одной звезды в небе, стылый воздух с запахом надвигающейся бури, плеск, покачивание и постоянное ожидание, что сейчас начнет сбываться прогноз синоптиков и налетит штормовой ветер.
Однако, мне кажется, никто не проникся духом тревожной романтики, все спали, и почти никто не знает, как команда еще минут сорок высвечивала фарой берег, отыскивая в черноте маленький деревянный причал, натягивала швартовы, закрепляя судно. Только в четвёртом часу ночи капитан заглушил двигатель, и наступила тишина. Но ненадолго. Через полчаса шторм, гнавшийся за нами по пятам, обрушился на «Татьяну». Порывами завыл ветер, и по окнам кают-компании стал хлестать дождь. А на западе совершенно непроглядную черноту стали разрывать молнии. Только после этого я спокойно уснул. Но слышал, как под утро экипаж снова запустил двигатель – выравнивали судно, которое волнами накатило на берег, перетягивали канаты.
Утром, не слишком рано мы вышли на сушу, поднялись на железнодорожную насыпь и пошли по шпалам через тоннели вдоль байкальского берега.
Построенная в первые годы XX столетия и действующая до сих пор железная дорога, является историческим и архитектурным памятником, эталоном инженерной мысли и качества строительных работ. О КБЖД много написано, и я сам тоже писал , но, пожалуй, только недавно осознал, насколько действительно это уникальный объект. «Всё познается в сравнении». Вот я и сравнил этим летом КБЖД, построенную в начале века в сложнейших горно-геологических условиях и простоявшую больше 100 лет и Чинейскую железную дорогу – ответвление БАМа, построенную десять лет назад, и не устоявшую даже одного года перед природной стихией.
Одним словом, по тоннелям КБЖД можно гулять смело – не обвалится ничего. А с дороги открываются замечательные байкальские виды. Не зря маршрут по рельсам как на поезде, так и пешком популярен и у пьяниц, и у простых туристов.
Утро было очень пасмурным и очень красивым. Мне очень нравится такая погода. Не то чтобы я не люблю солнце, или оно надоело, нет, просто в серый дождливый день, как это ни странно, краски природы более выразительны.
Погода тем временем ещё больше насупилась… А мне ещё больше нравится!
Вернулись на корабль, и к обеду были уже в Листвянке.
А из Листвянки – в Иркутск, и дальше – у кого Москва, у кого Пермь, да Чита…