Город Крутая реклама: как мы умеем и любим Тематический парк развлечений «Динозаврия» Учитель астрономии: В век освоения космоса астрономию изгнали из школы

Учитель астрономии: В век освоения космоса астрономию изгнали из школы

Учитель физики читинской гимназии №4 рассказывает, какое место занимает сегодня астрономия в нашей жизни и в школе.

Учитель физики читинской многопрофильной языковой гимназии №4, ведущая кружка астрономии Татьяна Каргина согласилась посмотреть вместе с нами один из множества фильмов первого читинского планетария. Сферическая лента «Угроза из космоса» рассказывает о том, что наше существование во Вселенной не безопасно. Насколько полезны такие фильмы и какое место занимает сегодня астрономия в нашей жизни и в школе? Ответы на эти вопросы мы и попробовали найти в интервью с преподавателем.

«Чита.Ру» продолжает серию интервью о сферическом кино и пользе планетария со специалистами. Ранее были опубликованы интервью с психологом и руководителем первого читинского сферического кинотеатра.

- Каковы ваши впечатления от просмотренного фильма?

- Фильм немного тяжёлый - он рассказывает о неотвратимой гибели нашей планеты и всей Солнечной системы, а также об опасностях для нашей жизни, которые таит космос. Кого-то из школьников это может сильно впечатлить. Однажды я имела неосторожность сказать детям, что если вдуматься, то все мы состоим из вторсырья. То есть, атомы, из которых мы состоим, когда-то слагали что-то другое - других людей, деревья и так далее. Одна ученица, очень умная, пришла в ужас от этой мысли. Вот эти вопросы мироздания очень волнуют и сильно затрагивают школьников.

Вообще, с педагогической точки зрения фильм хороший. В нём много полезной информации, которая хорошо, интересно преподносится. Отлично показаны масштабы Солнечной системы, Вселенной, очень наглядно и красиво проиллюстрировано движение планет вместе с Солнцем. После таких фильмов есть о чём поговорить с ребятишками - почему со звёздами происходят такие изменения, что такое термоядерные реакции, как рассчитывается масса звезды и так далее. Интересно раскрыта информация о Юпитере и его взаимодействии с обломками комет, его роли в Солнечной системе. То есть фильм насыщен неожиданными для детей, но безусловно полезными фактами. Интересно и очень красиво.

1 из 2

А в целом читинский планетарий производит очень благоприятное впечатление. Хороший звук, хорошее изображение, в зале находиться комфортно, не душно. Планетарий предлагает интересные, познавательные фильмы, которые вызывают эмоциональный отклик, доставляют эстетическое наслаждение. Мне кажется, сюда можно приводить людей любого возраста - и маленькие, и взрослые найдут для себя что-то важное и интересное.

- То есть, вы могли бы порекомендовать коллегам-педагогам такие фильмы, как дополнительный материал для обучения школьников?

- Я и сама буду использовать возможности планетария в нашем Клубе любителей естественных наук. Здесь есть фильмы с уклоном в астрономию, биологию, географию - естественные науки, который изучают природу вокруг нас. И во внеурочной работе со школьниками любого возраста это использовать безусловно нужно, потому что это полезно и приятно одновременно. Хорошо, что для ребятишек можно организовать развлекательный выход в «Динозаврию», где можно в красивой обстановке поиграть, съесть что-то вкусное и одновременно посетить планетарий, посмотреть фильм и получить важную информацию, которую впоследствии обсудить с учителем на уроках или на классном часе. Это заведение нужно больше презентовать в школах - такой планетарий должен стать большим подспорьем для тех, кто готов работать с классом не только в стенах школы.

- А в стенах школы хватает наглядности?

- Я веду еженедельные занятия в кружке астрономии. У меня есть интерактивная доска и интерактивные пособия к ней. С её помощью можно хорошо показать строение Солнечной системы с движением всех планет. У меня есть модель небесной сферы, есть подборка научных фильмов, стараюсь использовать всё, что есть. Если озаботиться этим, то с наглядностью в наше время проблем нет.

- Какое место сейчас занимает астрономия в школьной образовательной программе?

- Астрономия как самостоятельный предмет изгнана из российской школьной программы уже очень давно. Вкрапления астрономических знаний включены в отдельные курсы физики. Конечно, на это отводится очень мало часов и у основной массы школьников астрономические знания крайне общие и поверхностные. Мы пытаемся эту брешь залатать внеурочной работой, кружком, Клубом любителей естественных наук, но внеурочная работа охватывает мало школьников - в нашей гимназии это 10-15 человек разного возраста. Хотя, я считаю, астрономию очень важным предметом, тем более в век активного освоения космоса. На данный момент есть школы, в которых даже физика в старших классах изучается всего на одном уроке в неделю, а это по сути не изучение предмета - о каком интересе к физике и к астрономии можно говорить при таких объёмах?

- Какой минимум необходим для того, чтобы выпускники школ хорошо ориентировались в той же астрономии?

- Сейчас эту задачу решает профилизация - классы физико-математического профиля. Астрономии у них по обязательной программе всё равно нет, но большее количество часов физики позволяет углубляться в вопросы устройства Вселенной.

- Какие перспективы у детей из физико-математических классов?

- Самые разнообразные. Наши дети поступают и в Чите, и далеко за её пределами - в технические университеты Петербурга, Москвы, Новосибирска, Томска. А это открывает дороги в самые перспективные сферы будущей работы - оптоволоконная связь, сотовая связь, нанотехнологии, современные материалы. Превосходные с точки зрения перспектив специальности дают наши вузы - энергетика в ЗабГУ, железнодорожное дело в ЗабИЖТ. Достойное образование можно получать не только где-то далеко, но и здесь, в Забайкалье, главное - готовиться к этому со школьной скамьи.

- Насколько важна внеклассная работа со школьниками?

- Если подходить к образованию формально - давать детям ровно столько, сколько отведено программой, этого будет мало. Внеурочная работа крайне необходима. Опять же, я расскажу о своём примере. В моём клубе Клубе любителей естественных наук большое внимание уделяется экскурсионной деятельности. Где мы только с детьми не были, разумеется, с учётом уклона в естественные науки. Это очень сильно расширяет кругозор, помогает в профессиональной ориентации. Ведь даже у нас в Чите есть много такого, что можно и нужно показывать детям - как работают электростанции, как и зачем люди живут в монастыре, по итогам такой поездки одна девочка написала великолепную работу «Физика в православном храме». Ботанический сад, железнодорожное депо, страусиная ферма, нанопоезд - всё это можно показывать здесь, в Чите. Для наблюдений за звёздным небом мы с телескопами и биноклями выезжаем на Арахлей. Это не только практические занятия по астрономии, но и возможность пообщаться между собой детям разного возраста, что тоже очень важно - стираются условные грани между классами, дети перестают воспринимать учеников других классов, как чужаков. Внеурочная работа учит детей мыслить, анализировать, презентовать увиденное, фотографировать, она способствует росту личности с широким кругозором и твёрдыми убеждениями. И планетарий - отличная возможность эту работу разнообразить и обогатить.

Планетарий тематического парка развлечений «Динозаврия» приглашает учителей и школьников, руководителей научных кружков и всех, кому интересны природа и космос на групповые сеансы научно-популярного сферического кино. В обширном каталоге планетария есть десятки фильмов на любой возраст.Стоимость билета при групповом посещении от 8 человек - 180 рублей, руководитель группы - бесплатно. В будни при групповом посещении действует специальная цена на билеты - 150 рублей.

Динозаврия, семейный развлекательный центр

ул. Шилова, 100 (ТРЦ «Макси»)
8 914 502 0820

На правах рекламы. Erid:

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления