Город 20 лет созидания: кто и как меняет дороги в Забайкалье

20 лет созидания: кто и как меняет дороги в Забайкалье

Читинцам рассказали, какие технологии применяют при строительстве

От состояния дорог зависит жизнедеятельность и развитие большого региона

Общая протяженность дорог, находящихся в оперативном управлении Упрдор «Забайкалье», отмечающего в январе 2024 года 20-летний юбилей, составляет 1619,21 километра. Речь идет о трассах Р-258 «Байкал» Иркутск — Улан-Удэ — Чита, в том числе входящей в ее состав автодороге «Подъезд к аэропорту города Читы», Р-297 «Амур» Чита — Хабаровск и А-350 Чита — Забайкальск — граница с КНР.

О том, как строить и ремонтировать дороги в условиях короткого лета и вечной мерзлоты, какие объекты стали знаковыми для жителей региона и как они изменили их жизнь, рассказал начальник ФКУ Упрдор «Забайкалье» Азамат Илимбетов.

Азамат Илимбетов рассказал, какие объекты стали знаковыми для жителей Забайкалья

— Азамат Фаттахович, расскажите, какие основные задачи в Забайкальском крае решает ваше управление?

— Федеральная сеть связывает край с соседними регионами и Китаем, к ней примыкают территориальные и местные дороги — фактически от ее состояния зависит жизнедеятельность и развитие большого региона. Поэтому основную свою задачу вижу в том, чтобы обеспечивать бесперебойный проезд по существующим федеральным дорогам и улучшать их с точки зрения безопасности и комфорта передвижения, сделать привлекательными дороги Забайкальского края для жителей и туристов.

На 1 января 2023 года 70,87% федеральных автомобильных дорог в Забайкальском крае находится в нормативном состоянии.

Зимой, помимо регламентных задач, дорожники фактически выполняют функции спасателей

— Каковы особенности проведения ремонтных работ на федеральных автодорогах Забайкальского края?

— Климатические особенности, да, накладывают определенную специфику на деятельность дорожных организаций. Во-первых, в Забайкалье резко континентальный климат, а значит, очень короткий строительный сезон, поэтому надо успеть завершить все работы до наступления морозов. Зимой, кроме регламентных задач, дорожники фактически выполняют функции спасателей, организуя патрулирование, пункты обогрева. Благодаря их работе в любых погодных условиях — а иногда морозы опускаются до 50 градусов и даже ниже — многих трагических последствий удается избегать.

Также автодорога «Амур» Чита — Хабаровск проходит в зоне залегания многолетнемерзлых грунтов, то есть вечной мерзлоты, которая в процессе эксплуатации начинает деградировать и появляются деформации земполотна. Чтобы решить эту проблему, специалисты Упрдор «Забайкалье» проводят комплекс противодеформационных мероприятий. Речь идет об отводе воды от подошвы земляного полотна, укреплении кюветов геомембраной, устройстве отжимных и охлаждающих берм, а также специальных солнцевлагозащитных навесов. Все эти меры помогают защитить многолетнемерзлые грунты от оттаивания, обеспечивают устойчивость земляного полотна и тем самым позволяют продлить срок службы дорожной одежды.

А в 2022 году на «Амуре» мы смонтировали комплексный пост наблюдения за метеорологическими и мерзлотными условиями, который позволит создать систему мониторинга состояния участков дороги, проходящих по территории распределения вечной мерзлоты, и спланировать мероприятия, которые помогут избежать деформаций земляного полотна.

На «Амуре» смонтирован пост наблюдения за метеорологическими и мерзлотными условиями

— Какие инновационные технологии применяете при обеспечении безопасности?

— Конечно, мы большое внимание уделяем повышению уровня безопасности на наших дорогах. Оснащаем потенциально опасные участки дополнительными техническими средствами обеспечения безопасности дорожного движения. В течение текущего строительного сезона потенциально опасный участок на автодороге А-350 Чита — Забайкальск в Читинском районе оборудовали двухъярусным металлическим барьерным ограждением. В крупных населенных пунктах — городе Борзя и поселке Новокручининск — для обеспечения безопасности пешеходов установлены светофорные объекты с кнопкой вызова и светодиодной брусчаткой для пешеходов.

Также на 29-м и 33-м километре автодороги с целью предотвращения выезда на полосу встречного движения по оси проезжей части установили делиниаторы, которые исключат лобовые столкновения. Линия искусственного электроосвещения протяженностью 1,5 километра появилась на крупной транспортной развязке на 209-м километре федеральной автодороги «Амур» Чита — Хабаровск в Шилкинском районе. Также устройство линии искусственного электроосвещения общей протяженностью 4,5 километра завершено и на автодороге Р-258 «Байкал» Иркутск — Чита. Всего же у нас освещено около 180 километров дорог.

В текущем году мы установили дорожные знаки «Направление поворота» со световой индикацией, работающей и днем, и ночью для информирования водителей об опасном повороте.

Впервые в этом году установили шериф-балки, имитирующие сигнальное устройство патрульного автомобиля ДПС. Новое устройство предназначено для информирования водителей о приближении к опасным участкам. Можно сказать и о проекционных пешеходных переходах, обеспечивающих безопасность пешеходов в темное время суток. И об устройстве дополнительных полос, позволяющих повысить пропускную способность дорог, площадках отдыха, оборудованных эстакадами, зонами отдыха для водителей и стационарными и автономными системами освещения.

Проекционные пешеходные переходы обеспечивают безопасность пешеходов в темное время суток

— Расскажите, как реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги» на территории Забайкальского края?

— Мероприятия по нацпроекту реализуются с 2019 года. С самого начала его реализации наши специалисты совместно с региональным заказчиком проводят совместный мониторинг выполнения и качества работ на объектах БКД. Они отбирают образцы кернов покрытия, проводят контрольные измерения светотехнических характеристик дорожной разметки, исследования в лаборатории Упрдор «Забайкалье».

За это время в крае отремонтировано более 100 километров автодорог в Читинской городской агломерации и 1000 километров региональных дорог. Особое внимание уделяется тем участкам, которые ведут к детским образовательным учреждениям, медицинским центрам и туристическим маршрутам. Значимыми объектами считаю реконструкцию путепровода через Транссиб и капремонт моста через реку Ингоду в поселке Дарасун. Их реализация кардинально изменила дорожную ситуацию в поселке, повысила доступность для населения социальных объектов, а также комфорт передвижения.

Мероприятия по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» реализуются с 2019 года

— Очень внушительную работу проводите, тесно сотрудничаете с научным и дорожным сообществом. А расскажите о людях, которые всё это реализуют?

— Да, реализация дорожных проектов требует большого напряжения сил и от подрядчиков, и от проектировщиков, и от заказчика. Все звенья большого производственного механизма должны работать слаженно и точно как часы. Люди — ключевой элемент любого производства, и за человеческий фактор я совершенно спокоен, это на самом деле самый надежный компонент всей нашей производственной системы. На федеральных трассах Забайкалья единой командой работают крепкие профессионалы, болеющие за дело и за результат.

У нас сложился сплоченный коллектив профессионалов. Большой объем лежит на плечах главного инженера Андрея Романова, кстати, в этом году его труд высоко оценен Минтрансом России, ему присвоено звание «Почетный строитель России». Сотрудники производственных отделов, возглавляемых Артемом Букреевым, Сергеем Кафановым, Сергеем Филоненко несут огромную ответственность за качество реализуемых объектов. Профессионалы высокого класса работают в техническом отделе под руководством Евгения Лялюшко. А отдел контроля качества, возглавляемый Алексеем Шереметьевым, по итогам работы 2022 года получил звание «Лучшая служба по внедрению инноваций в сфере дорожного хозяйства». Считаю это высокой оценкой труда всего нашего коллектива. Не могу не отметить высокое качество работ отдела земельных отношений, планового отдела, юридическое сопровождение нашей деятельности.

В преддверии юбилея хочу рассказать о легенде забайкальских дорог, ветеране с почти 50-летним стажем Александре Филатове. В 1995 году была поставлена задача проложить трассу Чита — Хабаровск, которая обеспечит сквозной проезд и соединит Россию от западных границ до Тихого океана. Александр Филатов оказался в самой гуще событий той эпохальной стройки, возглавив читинский филиал ДСД «Дальний Восток». Понимая, какая ответственность ложится на его плечи, он сумел так организовать процесс строительства, что работа буквально кипела днем и ночью. Александр Филатов часто вспоминает, что в то время работали круглосуточно, жили на дороге, спали по 2–3 часа, и вся жизнь была связана только со стройкой. «Вместе с Романом Новиковым, тогда еще главным инженером ДСД "Дальний Восток" и Валентином Иваненко, который возглавлял дирекцию, мы не на машинах, а пешком да не один раз прошли каждый километр строящегося "Амура"», — вспоминает ветеран. Тогда дорожникам приходилось практически вгрызаться в тайгу, отвоевывать у нее каждый метр, прокладывая пионерную тропу.

У нас более 20 дорожных династий, стаж некоторых из них насчитывает уже более 200 лет. Это династии Ненашевых, Сафроновых, Млачнёвых, Новолотских (Смирновых), Перфильевых (Прядун), Кафановых, Обуховых, Истоминых и других. Представители этих династий по крупицам собирают в копилку годы трудового стажа в дорожную отрасль Забайкалья. И этим мы сильны.

Коллектив Упрдор «Забайкалье»

— Расскажите о перспективах, какими вы видите федеральные дороги Забайкальского края?

— В связи с тем, что интенсивность движения по нашим федеральным дорогам с каждым днем становится выше, мы должны поддерживать в нормативе каждый километр наших дорог, чтобы обеспечить безопасность для транзитного транспорта. Думаю, что нам все-таки удастся справиться с процессами деградации вечной мерзлоты, и автодорога «Амур» перестанет быть «амурскими волнами». Очень хочу, чтобы придорожный сервис соответствовал всем новейшим стандартам и удовлетворял потребности участников дорожного движения. Мы будем прикладывать все силы, знания и научный подход к тому, чтобы дороги Забайкалья были современными, комфортными и безопасными. Ведь от качества дорог зависит и качество жизни.

На начало года 70,87% федеральных автомобильных дорог находится в нормативном состоянии

Знаковые проекты ФКУ Упрдор «Забайкалье»

2006–2010 года

Завершена масштабная стройка моста через реку Онон на 253-м километре федеральной автодороги Чита — Забайкальск — граница с КНР протяженностью 390,55 метра. Работы там стартовали в 2006 году.

Новая переправа соответствует нормативам и обеспечивает пропуск максимальных нагрузок. Расстояние сократилось на 9 километров, таким образом значительно уменьшилось время в пути, что повысило комфорт при проезде к районному центру Оловянная. Строительство этого объекта позволило повысить общую грузоподъемность и в целом транспортную безопасность проезда. В текущем году при капремонте участка дороги Чита — Забайкальск обновлено ездовое полотно на мосту.

Мост через реку Онон

2008–2010 года

Строительство автомобильной дороги А-166 Чита — Забайкальск — граница с КНР на участке мостового перехода через реку Ингоду у станции Дарасун на 66-м километре (выход на федеральную автодорогу). Протяженность — около 13 километров. Вновь построенный участок дороги А-66 стал важной логистической цепочкой при грузоперевозках и туристических потоках с соседним Китаем.

Строительство дороги у станции Дарасун

2012–2019 года

Капитальный ремонт участков автодороги Чита — Забайкальск — граница с КНР в Борзинском районе с устройством дорожной одежды из монолитного цементобетона. Сейчас на федеральной автодороге А-350 Чита — Забайкальск — граница с КНР 63 километра имеют цементобетонное покрытие.

Дорога с цементобетонным покрытием

2017 год

Капитальный ремонт путепровода через железную дорогу на 1049-м километре федеральной автодороги Р-258 «Байкал» Иркутск — Улан-Удэ — Чита. Путепровод через железнодорожные пути построен в 1967 году, за 50 лет его эксплуатации это первый капитальный ремонт. Путепровод — единственный переезд через железную дорогу на этом участке, и приведение в нормативное состояние данного объекта позволило обеспечить безопасный и бесперебойный проезд транспортных средств по федеральной автодороге «Байкал».

Путепровод на 1049-м километре «Байкала»

2020 год

Забайкальский край — пограничный с Китаем и Монголией. Это придает ему особую геополитическую значимость и позволяет быть важным пунктом на международной карте. Поэтому приведение к нормативу участка автодороги А-350, ведущего к международному автомобильному пункту пропуску (МАПП) в поселок Забайкальск, имеет высокую социальную значимость, так как повышает привлекательность России как объекта международных экономических связей, грузоперевозок, а также для развития туризма.

Международный автомобильный пункт пропуска

2020–2022 года

Капитальный ремонт участка с 0-го до 10-го километра федеральной дороги Р-297 «Амур» Чита — Хабаровск. Здесь произвели реконструкцию кольцевой дорожной развязки в селе Смоленка, установили линию искусственного освещения, восстановили шесть автобусных остановок и шесть пешеходных переходов, четыре из которых оснащены светофорами Т-7 с кнопкой вызова. На подходах к ним появились пандусы и тактильная плитка для маломобильных граждан. Провели комплекс противодеформационных мероприятий.

Реконструкция кольцевой развязки в селе Смоленка

Реконструкция путепровода на 1-м километре «Амура», которая сделала движение по путепроводу двусторонним и обеспечила выход с автодороги «Амур» Чита — Хабаровск на другую федеральную трассу — «Байкал» Иркутск — Улан-Удэ — Чита.

Реконструкция путепровода на 0-м километре «Амура»

2023 год

Работы по инженерной защите дороги. Для исключения выхода селевого потока на дорогу монтируется селеудерживающий барьер высотой десять метров, длиной — более 300 метров.

Устройство селезащитного барьера на «Амуре»

За 20 лет существования Упрдор «Забайкалье» в Забайкальском крае отремонтировало более 1500 километров федеральных автомобильных дорог, из них 644 километра — капитальным ремонтом. Приведены к нормативу 178 искусственных сооружений, 73 из которых капитально отремонтированы. Выполнены работы по устройству поверхностной обработки на более чем 1900 километрах. Введено в эксплуатацию два участка автомобильной дороги А-350 Чита — Забайкальск после строительства общей протяженностью 26,3 километра с мостом через реку Онон — 390,55 п. м. Произведена реконструкция 4 мостов общей протяженностью 57,607 п. м: один мост заменен на металлическую гофрированную трубу. В 2023 году отремонтировано более 100 километров федеральных автодорог Забайкальского края и 13 искусственных сооружений.

ФКУ Упрдор «Забайкалье»
zbk.rosavtodor.gov.ru

Реклама. Erid: 2SDnjdK6Efi,

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Школа Аладдина Мамедова — как региональные компании строят по неудавшимся концессиям
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Как они живут, эти собаки? Что сейчас происходит с отловленными животными в приюте
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Депутат рассказал о начавшейся эвтаназии бродячих собак в Забайкалье. «Редколлегия» о спорном законе
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Похоже на потревоженный улей»: в Турции начались погромы. Опасно ли там находиться россиянам
Анна Голубницкая
внештатный корреспондент Городских порталов
Мнение
Новые ЖК убивают деревья в Чите. Что нам с этим делать
Кира Деревцова
Специальный корреспондент
Рекомендуем
Объявления