Здоровье Откуда у бюджетных больниц деньги? Рассказали, как работает бесплатная медицина и что ее держит на плаву

Откуда у бюджетных больниц деньги? Рассказали, как работает бесплатная медицина и что ее держит на плаву

И причем тут система ОМС

В 2023 году инфекционке удалось привлечь 451 миллион

В 2023 году в Краевую клиническую инфекционную больницу обратилось 8,5 тысячи взрослых и почти 11 тысяч детей. В среднем за последние 3 года больница пролечила в стационарном режиме около 9 тысяч человек. Конечно, во времена коронавируса поток больных был намного больше, но с вступлением в новый мир без пандемии работы у инфекционки меньше не стало.

Какие реальные условия работы ККИБ? И как крупная и социально значимая больница работает в системе общего медицинского страхования (ОМС)? Об этом рассказал главный врач ККИБ Сергей Лукьянов на круглом столе, организованном «Чита.Ру», на тему «Как устроена система ОМС в Забайкальском крае. Новшества, достижения и проблемы 2024 года».

Мы считаемся лучшим инфекционным стационаром на Дальнем Востоке.

Лукьянов отмечает основные показатели, по которым стационар инфекционки считается одним из лучших. Это обеспеченность реанимационными койками, работа самой койки, показатель летальности.

Работа в системе ОМС и борьба за жизни

— Мы оказываем специализированную помощь. У нас никогда не было программ и федерального финансирования. Соответственно, нам не выделяли деньги. Единственное, года пандемии заставили государство обратить внимание на нашу службу. Так, благодаря работе правительства и министерств Забайкальского края мы реально получили целевые средства, что позволило улучшить материально-техническую базу.

Благодаря грамотному распределению средств в ККИБ построили новый инфекционный корпус, установили и ввели в эксплуатацию аппарат КТ и оснастили оборудованием бактериологическую лабораторию — ей присвоили третий уровень.

Когда пандемия закончилась — в 2022–2023 годы — медицинским стационарам поставили задачу вернуться в то рабочее состояние, которое было до ковида. По словам главврача инфекционки, у них никогда не было состояния «как было».

— Мы вернулись в новый мир. И нам нужно было найти в нем место. С одной стороны — использовать ту аппаратуру и объемы, которые нам выделили в пандемию. В 2022-м, когда врачам отменили выплаты президента за работу с ковидом, многие уволились. Просто одним днем написали заявление на увольнение. И ситуация сложилась так: оборудование есть, корпуса есть, врачей нет. А это всё должно работать на благо государства, на благо нашего народа. Нам было необходимо медико-экономическое обоснование существования нашего стационара.

Поэтому, отмечает Лукьянов, ККИБ было необходимо лечить сложных больных. Для этого в больнице нарастили реанимационный коечный фонд и внедрили технологии.

— В Забайкалье есть некий дисбаланс, который не учитывают нормативные федеральные документы и методички. Наш климат, географические особенности, высочайшую заболеваемость органов дыхания. Взять пневмонию. У нас всегда была заболеваемость 600 человек на 100 тысяч, по России — 300 человек на 600 тысяч. Причин этому много. Нам предоставляются средства не по количеству случаев, которые мы пролечиваем. И это большая ошибка. Я борюсь за объемы не потому, что это просто случаи, за которые больница получает деньги. Это жизнь — чьи-то родители и дети. У нас самая высокая заболеваемость в ДФО пневмониями, но смертность самая низкая. Всё потому, что мы замкнули все пневмонии в одном стационаре. Стационаре Краевой клинической инфекционной больницы.

Если больница получает деньги не только за случаи, количество которых не растет, то как она все-таки зарабатывает средства? Сергей Лукьянов ответил на этот вопрос и выделил ключевые моменты.

Как инфекционка обеспечивает себе жизнь?

В 2019 году объем привлекаемых средств ОМС составил около 220 миллионов. В 2023 году больнице удалось привлечь 451 миллион. По логике должно было пропорционально увеличиться количество случаев, и из-за этого могла вырасти сумма привлеченных средств. Но сработало это не совсем так.

В 2019 году стоимость законченного случая составляла 26 тысяч, в 2023-м — 48 тысяч рублей. Это, по словам Лукьянова, важный момент. Больницы в условиях дефицита объемов могут увеличивать стоимость этого показателя.

Это сложно, много подводных камней. Но я верю в нашу систему ОМС.

Для расчета стоимости законченного случая используют множество коэффициентов, и у каждого стационара они свои. Но есть важное понятие в заработке средств для больницы — клинико-статистические группы (КСГ). Одна из наиболее больших КСГ — больные с органной дисфункцией, а именно с сепсисом.

— У нас есть действующие федеральные клинические рекомендации, утвержденные по сепсису взрослых. Как только их утвердили, мы сразу взяли их в работу. Когда пациент поступает в медицинскую информационную систему в реанимации, он оценивается по определенной шкале. Врачи, благодаря разработанным схемам лечения и шаблонам, сразу знают, как его лечить, какие препараты использовать и какие обследования проводить. Когда мы подаем больных в реестр — выставляется КСГ, которая влияет на оплату законченного случая.

Также в ККИБ применяют экстракорпоральные технологии, замещают функцию печени плазмообменом, почек — гемодиализом, проводят сорбцию цитокинов. А это достаточно сложная технология, применение которой соответственно оплачивается.

— В прошлом году мы впервые в истории медицины Забайкальского края сделали заместительную почечную терапию новорожденному ребенку. Мы научились их правильно оформлять и подавать в реестры — разработали нормативную документацию для врачей и провели занятия по кодировкам.

Другое важное направление по КСГ, которое отмечает главный врач, — это клиническая микробиологическая лаборатория третьего уровня — единственная на Дальнем Востоке среди инфекционных больниц. Благодаря высоким технологиям в течение суток получается находить возбудителя инфекции и получать так называемую генетику бактерии. В последующем — проводить терапию определенными препаратами. За применение модифицированных лекарств больница получает дополнительный код КСГ. За что также получает деньги.

— В прошлом году, применяя способы генно-инженерной терапии, мы пролечили более 60 пациентов. Это может быть терапия астмы, назального поллиноза, эозинофильного гранулематоза. Недавно впервые в истории медицины Забайкалья ребенку с DRESS-синдромом мы ввели препарат генной инженерии. Это очень дорогие лекарства.

Так, благодаря корректному понимаю КСГ и правильному применению кодов при подаче больных в реестры, больница повышает стоимость законченного случая, зарабатывая средства в свою казну. И тем самым обеспечивает доступность и качество оказания медицинской помощи. Как говорит Лукьянов, для этого и существует система общего медицинского страхования. Взаимосвязь максимально простая: больница привлекает деньги, вследствие этого улучшает технологи, качество медпомощи растет, равно как и доступность. Главное — грамотно пользоваться возможностями, которые дает государство.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «КРАЕВАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ИНФЕКЦИОННАЯ БОЛЬНИЦА», kkib.sibhost.ru

Имеются противопоказания. Необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или получить консультацию специалиста

Реклама

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления