Политика Об истории Забайкальского края «Тайны истории»: Шефы из Иркутска в Забайкалье

«Тайны истории»: Шефы из Иркутска в Забайкалье

По образованию и опыту работы они были прежде всего юристами, а не военными

В 2021 году исполнилось 170 лет со времени образования Забайкальского казачьего войска (ЗКВ) и Забайкальской области с центром в Чите. Первое было создано по императорскому указу 17 марта 1851 года. Вторая образована указом правительствующего сената, утвержденного императором, 17 июля того же года. Оба решения сыграли огромную роль в развитии Забайкалья и Читы. И в 2021 году был начат проект о тех, кто с 1851 по 1917 год руководил Забайкальем. Проект посвящен военным губернаторам Забайкальской области (они же были наказными атаманами ЗКВ), генерал-губернаторам Приамурским и Иркутским, которым в разные периоды подчинялись наши губернаторы.

17 марта 1906 года Забайкальскую область, которая с момента образования в 1884 году Приамурского генерал-губернаторства была включена в его состав, передали Иркутскому генерал-губернаторству, как с того же 1884 года стало называться бывшее Восточно-Сибирское генерал-губернаторство. И с момента этого перевода до 1917 года на посту императорских полпредов или шефов, опекавших и Забайкальскую область, побывало трое (был ещё четвертый и он же первый, однако так как он оставил этот пост в апреле 1906 года, о нём можно и не вспоминать): с 29 апреля 1906 года по 24 июля 1910 года Иркутским генерал-губернатором был Андрей Николаевич Селиванов, с 24 июля 1910-го по 1915 год – Леонид Михайлович Князев, с 1915 года и до Февральской революции 1917 года – Александр Иванович Пильц.

В их подчинении находились в эти годы пять военных губернаторов Забайкальской области: Аркадий Валерианович Сычевский, Михаил Исаевич Эбелов, Владимир Иванович Марков, Василий Иванович Косов и Андрей Иванович Кияшко (обо всех, кроме последнего, уже было рассказано).

О первом из иркутских генерал-губернаторов Андрее Николаевиче Селиванове было уже рассказано. Теперь речь пойдет о двух последних его коллегах. Их принципиальное отличие от предшественников и даже военных губернаторов Забайкальской области было в том, что оба они не были людьми военными. По образованию и опыту работы оба были прежде всего юристами.

Тайный советник — юрист и либерал


Когда Леонида Михайловича Князева назначили в 1910 году на должность иркутского генерал-губернатора, он уже несколько лет имел чин тайного советника, который, согласно Табели о рангах, равнялся воинскому званию генерал-лейтенанта. Кроме того, тогда в 1906 году, когда он стал тайным советником, ему был пожалован и придворный титул егермейстера.

Леонида Михайловича Князева называли гуманным и либеральным администратором

В материале о генерал-губернаторе Селиванове приводились воспоминания бывшего юриста и революционера (сначала народовольца, потом эсера, а также масона) Моисея Аароновича Кроля. Живя в эмиграции в Италии, этот бывший борец «за светлое будущее», не принявший Октябрьскую революцию, написал книгу мемуаров «Страницы моей жизни», в которой описал и время своей жизни в Иркутске. И если военного Селиванова он клеймил как реакционера, то коллегу-юриста Князева показал чуть ли не как образец либерала, которого он посчитал человеком «совершенно иного душевного склада и нравственного облика».

«Князев снискал себе репутацию гуманного и либерального администратора ещё на посту тобольского губернатора, - писал этот экс-революционер. – Он там завоевал симпатии всего населения, входя в его нужды и поощряя общественную инициативу как на поприще экономическом, так и культурном… И этот редкий в то время в России гуманный администратор пришёл на смену сатрапу Селиванову и занял пост иркутского генерал-губернатора.

Надо отдать ему справедливость: он вполне оправдал приобретённую им раньше репутацию. С его прибытием в Иркутск в Восточной Сибири точно повеяло свежим воздухом. Он сразу заинтересовался деятельностью местных благотворительных, культурно-просветительных и научных учреждений и оказывал им всяческое содействие. Он установил также тесный контакт с видными представителями местного общества. Его простота, обходительность и доступность производили на местное население очень сильное впечатление, составляя резкий контраст с суровостью и грубостью ушедшего Селиванова.

Оживилась работа в Восточно-Сибирском отделе Географического общества, которому Князев уделял особое внимание как почетный покровитель его. Потребительские кооперативы, которых было множество в Восточной Сибири, после вынужденного затишья при Селиванове заработали с новой энергией. Снят был намордник с местной повременной печати. Вздохнули свободно и мы, адвокаты».

Мемуарист умолчал, что в итоге в Восточной Сибири пышным цветом расцвели и подпольные революционные организации, прежде всего эсеровские и меньшевистские, а также уголовщина. Но это всё было позже.

Родился Леонид Князев в 1851 году в дворянской семье. В 1872 году окончил Императорское училище правоведения. Службу начал, как тогда говорили, «по министерству юстиции», то есть по началу был среди прокурорских (тех самых, что требовали осуждения как уголовных, так и политических преступников). Он последовательно занимал должности товарища (заместителя. — Прим. ред.) прокурора окружных судов в Симбирске, Варшаве, Пскове и Петербурге, полноценным прокурором стал в Витебском и Варшавском окружных судах.

В 1896 году перешел на службу «по министерству внутренних дел». И вновь последовательно занимал посты теперь уже губернатора Тобольской (1896–1901), Вологодской (1901–1902), Костромской (1902–1905) и Курляндской (1905–1910) губерний. В последней он был почетным мировым судьей Митаво-Бауского округа. Митава была столицей Курляндской губернии. Он, вероятно, сумел быстро справиться с волнениями периода первой русской революции, в том числе и с борьбой против «лесных братьев», за что и получил упомянутые вначале чины и должности.

Заняв пост иркутского генерал-губернатора, Князев в 1910 году выступил против введения в Восточной Сибири и Забайкалье суда присяжных, с чем в 1912 году согласился Совет министров. Но в 1914 году, буквально накануне Первой мировой войны, он, основываясь на «культурном развитии местного населения» за годы своего правления, внёс предложение внести всё же и здесь суд присяжных, что из-за начавшейся войны сделано не было.

В 1912 году именно Князев для подавления беспорядков на приисках Ленского золотопромышленного товарищества отдал приказ направить войска. А после расстрела рабочих, потрясшего тогда Россию, лично прибыл на место и отстранил от должности жандармского ротмистра Николая Трещенкова, по вине которого конфликт на приисках, носивший поначалу мирный характер, окончился трагедией. Одновременно генерал-губернатор приказал выслать с приисков рабочих, не подчинившихся дирекции.

Современные исследователи отмечают, что Князев, будучи генерал-губернатором, «занимался борьбой с эпидемией чумы, постройкой Амурской железной дороги (на территории Забайкальской области. — Прим. авт.), постройкой грунтовой дороги через Саянский хребет, обзором каторжных тюрем».

В январе 1916 года, когда ему уже шел 65-й год, Леонида Михайловича Князева освободили от обязанностей генерал-губернатора и назначили членом Государственного Совета (неприсутствующим). Провожая его Иркутская городская дума в марте того же года избрала его почётным гражданином города.

Ну а дальше для него всё было грустно. После Октябрьской революции 1917 года они с супругой жили в Костроме, существуя за счет продажи своих вещей. По одним данным он уже в 1919 году был арестован и расстрелян, по другим тогда его освободили. Вновь он был арестован «за контрреволюционную деятельность в царское время» в 1923 году, но по ходатайству юридического отдела Политического Красного Креста освобожден. И не то умер, не то всё же расстрелян в 1929 году. Пока история финала судьбы этого администратора покрыта тайной. Свой пост в Иркутске он передал коллеге-юристу Александру Ивановичу Пильцу.

Действительный статский советник — юрист и «правдоруб»


В 1911 году губернатору Могилёвской губернии Александру Пильцу было присвоено звание действительного статского советника, что в соответствии с Табелью о рангах Российской империи соответствовало армейскому генерал-майору.

Александр Иванович Пильц был сторонником твердой административной власти

Последний протопресвитер Русской армии и флота, член Святейшего Синода, богослов Георгий Шавельский в опубликованных в эмиграции «Воспоминаниях» писал: «В 1915-1916 годах, во время пребывания Ставки (Верховного главнокомандующего, которым был сам император Николай II. — Прим. авт.) в Могилеве, могилевским губернатором был Александр Иванович Пильц (15 февраля 1916 г. Пильц по личному желанию государя был назначен товарищем министра внутренних дел с управлением делами земским, крестьянским и по воинской повинности, а в марте, после того, как не сошёлся со Штюрмером (Борис Владимирович Штюрмер по протекции Распутина был с 10 января по 10 ноября 1916 года председателем Совета министров. — Прим. авт.), получил новое назначение на пост иркутского генерал-губернатора).

Не имея ни богатства, ни связей, он, однако, держал себя в Ставке совершенно независимо и не смущаясь резал голую правду не только перед генералом Алексеевым (Михаил Васильевич Алексеев был начальником штаба Верховного главнокомандующего. — Прим. авт.), графом Фредериксом (Владимир Борисович Фредерикс был последним министром Императорского двора. — Прим. авт.), ген. Воейковым (Владимир Николаевич Воейков был дворцовым комендантом. — Прим. авт.), но и перед самим государем…»

Главная проблема Пильца была в том, что он ненавидел Распутина и пытался настроить против него окружение императора, потому через месяц службы в МВД его и отправили в Иркутск.

Родился Александр Пильц в мае 1870 года в потомственной дворянской семье. В 1893 году окончил, как и его предшественник на генерал-губернаторском посту, Императорское училище правоведения. Был определен на службу «по министерству юстиции», но в тот же год переведен в министерство внутренних дел. И до 1910 года, когда его назначили на должность могилевского губернатора, он служил на разных должностях в разных местах империи.

В 1893-1900 годах – в Уфимской губернии на мелких поначалу должностях, в 1902–1903-м – он был новоград-волынским уездным предводителем дворянства, в 1903–1904-м – чиновником особых поручений при варшавском генерал-губернаторе. В 1904–1906 годах Пильц уже вице-губернатор Калишской губернии, что была в Царстве Польском. Затем его отправили в Туркестанский край, где он до своего назначения в Могилев прослужил начальником управления земледелия и государственных имуществ.

15 марта 1916 года Александр Иванович Пильц был назначен иркутским генерал-губернатором. Он был сторонником твёрдой административной власти.

И одним из первых его распоряжений, напечатанных в газете «Иркутская жизнь», был призыв к жителям о борьбе с грабителями и мародёрами по законам военного времени. Так он начинал бороться с наследием либерала Князева. Одновременно Пильц возглавил Восточно-Сибирское управление Красного Креста.

Ну, а правду Николаю II он рубанул последний раз на приёме у императора 19 января 1917 года, когда заявил о «всеобщем недовольстве» и «потере властью престижа».

Интересно, что в тот же самый день читинская газета «Забайкальская новь» со ссылкой на «Иркутскую жизнь» опубликовала следующее сообщение: «Иркутский генерал-губернатор А. И. Пильц выезжает 17 января из Петрограда в Иркутск».

Одним из последних сообщений о деятельности генерал-губернатора стала заметка в «Забайкальской нови» от 1 марта 1917 года, в которой говорилось о том, что в Иркутске 28 февраля «под председательством г. ирк. генерал-губернатора А. И. Пильца должно было состояться совещание по вопросу о введении в крае земства». Но с этой идей он уже опоздал. В Петрограде началась Февральская революция. Пильц, узнав об этих событиях, попытался скрыть первое сообщение об отречении императора и перевороте в столице. Но шила в мешке не утаишь.

В итоге он стал одним из первых арестованных Комитетом общественных организаций Иркутска и в сопровождении унтер-офицерского конвоя отправленных в Петроград. В столице его, правда, вскоре освободили. А потом была Гражданская война. Александр Иванович встал на сторону белых, был помощником генерал-губернатора Одессы Гришина-Алмазова по гражданской части, помощником начальника Управления внутренних дел Особого совещания при генерале Деникине, у барона Врангеля в Крыму Пильц исполнял обязанности начальника гражданского управления…

Потом была эмиграция.

Александр Иванович Пильц погиб в феврале 1944 года во время бомбежки столицы Болгарии Софии американской авиацией.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления