Его энергия заражает, хочется идти за ним и продолжать его дело. Когда с ним беседуешь, не верится, что столько любви и желания помочь может быть в обычном человеке. Рустам Байраков — основатель школы тайского бокса «БайРус» — человек с большим сердцем и железной волей: о тренерстве, страхах, любимых воспитанниках и планах на будущее.
В армии уже твёрдо для себя решил: вернувшись, продолжу тренерство
— Рустам, расскажите, как проходило ваше детство?
— Я вырос в военном городке в Оловяннинском районе на станции Ясная. У меня есть младший брат и мама. В детстве я хотел стать сотрудником ОМОНа. Мне уже тогда хотелось защищать, бороться с преступниками. Это была моя мечта — служить десантником, с парашютами прыгать. Я всегда организовывал войнушки во дворе: поиграть, повоевать, побегать. Весело было. К этому у меня тяга с детства.
— В спорте вы с самого детства: сначала карате, потом бокс, затем и тайский. Желания стать юристом или инженером не было?
— Помню, как в 10–11 классе, как и все сверстники, я хотел стать юристом. Все в этом возрасте хотят взрослую профессию, которая будет тебя кормить: быть юристами, бухгалтерами, экономистами. Но всё же желание как-то быстро ушло.
— После школы вы пошли в армию, а не в учебное заведение? Почему так?
— После школы я пошёл учиться на механика в колледж на Черновских. Учёба лишь была предлогом: я хотел переехать в Читу, чтобы больше заниматься карате. И особо учиться-то не хотел. Я пошёл, думал, что на механика поступлю — там учиться не надо будет, и я смогу больше тренироваться.
Но в колледже, как и везде, требовали, что нужно учиться. Я думал, что обучаться на механика — это просто гайки крутить, но оказалось намного сложнее и не по душе мне. Тогда для себя я решил, что не хочу. Мой тренер по карате — Попов Владимир Ефимович, предложил мне начинать свою тренерскую карьеру — тогда я и начал тренировать детей под его руководством.
Так я получал свой тренерский опыт, потихоньку начал работать с детьми. А уже в 20 лет пошёл в армию — в воздушно-десантные войска (ВДВ) в Улан-Удэ. А в армии уже твёрдо для себя решил, что, вернувшись, продолжу тренерство.
— А татуировка на запястье «За ВДВ» у вас есть?
— Нет, я не стал делать себе татуировки. Я уже тогда понимал, что буду примером для детей. Когда вернулся — поступил в педагогический колледж на учителя физкультуры. Тогда я начал получать образование.
— Говорят, что парни после армии превращаются в настоящих мужчин. Правда ли армия — такое место?
— Я бы так не сказал. Настоящих мужчин воспитываем мы сами, наше общество: вы, я, родители, другие тренеры, учителя в школе. Это происходит с самого детства. Нельзя за один год воспитать настоящего мужчину.
Армия должна обучать военному делу, чтобы мы — мужчины — могли в любой день встать и защитить свою Родину.
— Расскажите, с чего началась ваша работа тренером?
— Мне было 15 лет, тогда мой первый тренер Александр Юрьевич Косцов уже доверял мне группы начальной подготовки. Он уезжал в командировки, а я оставался за него и вёл занятия. Сейчас я так же практикую с моими учениками. Ребята-подростки вместе со мной тренируют других и набираются опыта. Может, кто-нибудь из них тоже станет тренером.
Когда я поступил в педколледж, я устроился работать в детский дом учителем физкультуры. Но и там я не смог без тренерства: начал вести секцию тайского бокса.
— Со стороны это выглядит, будто вы замещаете что-то внутри себя: когда бывает такое желание быть нужным и полезным всем. Откуда появилось это сильное желание помогать детям?
— Никакого замещения нет. Просто когда Бог свёл меня с детьми-сиротами, всё пошло этим чередом. Я всё и всегда делаю от души, по-настоящему — творчески и качественно. Поверхностно я не могу: глубоко погружаюсь и отдаюсь без остатка.
Мне было жаль этих ребят. Я начал забирать их на выходные, организовывать им досуг, водил в пиццерии. Сначала — за свой счёт, позже у меня появились единомышленники, которые начали меня поддерживать и помогать. Они предоставляли походы для детей в кино и кафе. И дальше было больше и больше.
Кого-то я забрал к себе на опекунство, начали вместе жить. Я делаю то, что мне говорит сердце, и поступаю по совести. Мне это хотелось делать, я об этом нисколько не жалею.
Я вспоминаю себя в детстве: как бы мне хотелось тренироваться, что бы мне говорили. И даю детям то, чего бы мне самому хотелось
— Как ваша мама отреагировала на решение взять воспитанников под опеку? Сами органы опеки за это время причиняли ли какие-нибудь неудобства или проблемы?
— Я вырастил пятерых парней, которые были у меня под опекой. Сейчас у меня один воспитанник, он проживает и тренируется вместе со мной. Ребята выросли, кто-то пошёл в армию служить, двое парней работают у меня в зале инструкторами.
Моя мама поддерживала меня всегда. При любом решении она мне активно помогает. Органы опеки тоже всегда идут на помощь. В трудных моментах они меня подбадривали и поддерживали.
— Порой быть тренером непросто, ведь дети встречаются разные. Для работы с сиротами нужен особый подход. Как это удалось?
— Да, были сложности. Найти общий язык было непросто. Все дети очень чувствуют, когда с ними неискренне общаются. Я постарался быть с ними максимально честным, только так и можно завоевать их доверие. Вообще, я вспоминаю себя в детстве, как бы мне хотелось тренироваться, что бы мне говорили. И даю детям то, чего бы мне самому хотелось.
Неравнодушные люди начали подключаться, а в итоге получилась такая красота
— Детский дом переехал, и в новом здании уже не было помещения для спортзала. От этого и началась история вашей школы единоборств. Как вы искали помещение для зала? Куда обращались?
— Куда я только не обращался, и везде мне говорили одно: ничего нет. Один общественник рассказал, что есть одно помещение, которое ему не подошло. Там была разруха и помойка. Сейчас это целый спортивный комплекс, который называется «Удокан», потому что его полностью привела в порядок компания «Удоканская медь».
Денег на ремонт особо не было. Но, наверное, по себе знаете, что когда чего-то очень хочется, а перед глазами стоит результат — можно горы свернуть! Мне помогали родители ребят из моего клуба, моя команда. Каждые выходные мы собирались, вывозили оттуда мусор. Я транслировал все работы в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), показывал наши начинания. Приглашал желающих присоединиться к нам. Так и вышло: неравнодушные начали подключаться, а в итоге получилась такая вот красота.
Идея №1 — воспитывать профессиональных тай-боксёров
— В «БайРусе» занятия ведутся каждый день, в утреннее, дневное и вечернее время. В вечернее зал забит под завязку. О расширении зала уже думали? Или пока зал справляется с нагрузкой?
— Клуб работает каждый день с 9 утра и до 10 часов вечера. Только в воскресенье выходной. Самые маленькие спортсмены занимаются с трёх лет, и по возрасту клуб не ограничен. Можно и в преклонном возрасте прийти.
Сейчас зал с нагрузкой справляется, всех удобно делим по группам и по расписанию.
— Кто ещё помимо вас преподаёт занятия в школе единоборств? У вас большой тренерский штат?
— Помимо меня ещё есть три тренера: Жуков Вячеслав и мои воспитанники, которые были под моей опекой. Они уже совершеннолетние. Ещё не тренеры, но уже инструкторы — самостоятельные единицы, тренируют вместе со мной и вторым тренером.
— На занятия ходят целыми семьями: и дети, и взрослые — мужчины и женщины, мальчики и девочки. Те, кто занимаются усиленно и всерьёз, имеют какие-то спортивные перспективы? В каких соревнованиях участвуют дети? Может, выезжают куда-нибудь?
— У тех ребят, которые занимаются серьёзно, есть перспективы. Они повышают разряды. У нас уже есть кандидаты в мастера спорта, но на этот год я ставлю себе задачу сделать первых мастеров спорта в регионе. На первенстве России мы занимаем призовые места, а на соревнованиях Дальневосточного федерального округа от нашей школы много победителей.
Сегодня моя идея №1 — воспитывать профессиональных тай-боксёров, которые вышли бы на серьёзный уровень из Забайкальской глубинки.
— Как-то поощряете мальчишек, которые занимаются в клубе?
— У нас есть система поощрений для разных возрастов. Ребёнок, который не пропускает тренировки, не нарушает дисциплину и старается, получает значок «Лучший спортсмен». Такие значки мы выдаём каждый месяц. Их, кстати, нам предоставляет рекламное агентство «Граф Люкс». В идеале за год получить 12 таких значков. Детей это очень заряжает к занятиям спортом на целый месяц. Это система для младшей группы.
Детей постарше мы мотивируем материально — из собственного кармана, конечно. Чисто символически: вручаем 100 или 200 рублей, например, за то, кто больше набьёт киков (Мощный удар, бьётся в бедро или чуть выше колена, кик при успешном проведении сильно отбивает ноги противника, может привести к нокдаунам и нокаутам.) за 30 секунд или кто больше раз подтянется. Ребята, кто уже выступает и проявляет себя как инструктор, также получают от меня за эту работу небольшие деньги.
Также ребятам, которые показывают хорошие результаты, мы дарим экипировку для занятий. Это возможно благодаря нашему спонсору, «Удоканской меди». Компания приобретает нам профессиональное снаряжение, чтобы воспитанники не покупали её за свой счёт. Например, одни только перчатки стоят семь тысяч рублей. Двадцать детей мы полностью одели в экипировку. Это очень мотивирует детей заниматься ещё лучше.
Очень сильным мальчишкам, которые долго занимаются, я стараюсь либо организовать сборы совсем бесплатно, либо сделать это с самыми минимальными расходами. Они тренируются по два раза в день, уже выбрали свой путь, их я хочу вывести на профессиональный уровень. За их тренировки я планирую платить им деньги. Чтобы их труд как спортсменов тоже оплачивался. Пусть это будут невеликие деньги: 10–15 тысяч, но всё равно, парням будет приятно получать оплату за свой труд.
Кто, если не я?
— Расскажите о вашей волонтёрской работе, в каких проектах участвуете.
— Я работаю с детьми-сиротами в городе и в районе. Первый наш проект — ежегодный турнир по тайскому боксу, посвящённый детям-отказникам. Уже шесть лет мы помогаем дому малютки.
После увольнения из детского дома я не оставил детей-сирот. Теперь раз в неделю ко мне на занятия привозят ребят из трёх детских домов.
Также во дворах домов Читы мы проводим детские спортивные праздники: эстафеты, дискотеки, показательные выступления тайского бокса, знакомим ребят с нормативами «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Сейчас я выиграл президентский грант. Мы закупим оборудование для круглогодичных занятий спортом для детского дома и школы в селе Колочное нашего края. Также там мы поможем отремонтировать местную спортивную площадку.
Основная цель проекта — выявить активных взрослых людей, которые после нас будут проводить с ребятами вечернее время, выходные дни. В течение полугода я буду туда активно ездить и делиться опытом. После посёлка Колочное мы хотим внедрить этот проект и в других Забайкальских сёлах.
Я хочу, чтобы молодёжь в Забайкалье занималась спортом, и делаю для этого всё возможное.
Стоит мне помолиться, и любая моя мечта сбывается
— Чего вы боитесь больше всего?
— В жизни нет ничего страшнее — когда болеют дети. Я стал папой в этом году и понял, что этому малышу я готов подарить весь мир. Я не представляю, что испытывают родители, чья кроха неизлечимо больна или на лечение требуются сотни миллионов рублей. Не дай Бог никому оказаться на их месте. Мой низкий поклон таким людям, которые сражаются за своего ребёнка до последнего. Пусть все детки будут здоровы.
— О чём вы мечтаете? Какой видите свою школу через 10 лет?
Раньше я мечтал всех своих воспитанников сделать чемпионами мира. Конечно, и сейчас я за них болею, хочу, чтобы они достигли высот. А теперь, когда я стал папой, я, конечно, мечтаю, чтобы мой сын стал олимпийским чемпионом. Я так и говорю: родился чемпион 2040-х годов.
Моя мечта, чтобы и школа процветала, чтобы воспитанники показывали хороший результат и оставались достойными людьми.
Я заметил, что всё, о чём я мечтаю — сбывается. Это моё кредо, если можно так назвать. Стоит мне помолиться, и любая моя мечта сбывается. Может, и нескромно так говорить. Сегодня я с уверенностью говорю, что в моей школе через 10 лет будут тренироваться немало мастеров спорта и профессиональных боксёров. Школа будет самой сильной, как минимум, в Забайкальском крае, и одной из самых известных в стране.
У нас есть ребята, из которых можно сделать профессиональных спортсменов. Сейчас двое наших спортсменов проходят сборы в Дагестане, а после — поедут на сборы в Кемерово. Это сильнейшие школы по тайскому боксу. Мы идём в этом направлении: мы будем учиться у лучших и боксировать с лучшими.
Говорить «Спасибо»
— Я хочу сказать слова благодарности всем тем, кто был и остаётся рядом и активно помогает мне делать детей счастливыми.
Тогда я активно сотрудничал с Александром Михайловичем Сапожниковым — сейчас это наш мэр города. Через него я держал связь с администрацией. Также партия «Единая Россия» помогала нам утрясать все юридические моменты и помогает по сей день.
Спасибо рекламному агентству «Граф-Люкс» и его руководителю Александру Мальцеву — они были нашими помощниками тогда и сейчас. Все стенды, афиши, значки для ребят — это их работа.
Также нам помогают магазины «Резерв» и его владелец Алексей Просветов, и магазин Fix Price. Они приобретают подарки для детских мероприятий. Спасибо им за это.
Мы рады новому сотрудничеству с компанией «Союз и К» и её руководителем Геннадием Викторовичем Тимофеевым — они закупили для нашего зала три мощных рециркулятора, чтобы обеззараживать воздух. Благодарим их за это.
— Также ваш спонсор — «Удоканская медь». Они ведут активную социальную работу в городе, но никогда не афишируют это. Всегда скромно остаются в тени. Вы давно с ними сотрудничаете?
С компанией мы работаем уже около четырёх лет. Сейчас благодаря «Удоканской меди» мы создали детям условия для профессиональных тренировок. Не так давно они закупили в наш зал перчатки, накладки для ног, чтобы дети не отбивали ноги, лапы, пэды, пояса для тренеров — накупили целую кучу крутого оборудования, поэтому тренировки стали ещё качественней.
Также компания помогает нам проводить соревнования, например, оплачивает аренду помещений, в которых они проводятся.
Недавно они помогли с приобретением земли в посёлке Добротный для строительства спортивной базы. На ней мы сможем организовывать съезды для детей, которые живут в районах и учатся хорошо. А также и для трудных подростков — показывать им, что можно жить по другому. Помимо этого, на базе будут организовываться сборы для детей-спортсменов, тай-боксёров, и будут приглашаться ребята из соседних регионов для обмена опытом.
Каждый год мы проводим благотворительный турнир, посвящённый детям-отказникам, собираем всё необходимое: подгузники, пелёнки, пустышки, бутылочки, салфетки. В прошлом году на этом мероприятии «Удоканская медь» выделила около полумиллиона рублей, на половину из которых мы приобрели в дом малютки промышленные печи. На оставшиеся деньги мы закупили средства гигиены и одежду для малышей.
Сейчас мы ведём переговоры, чтобы бесплатно открыть секцию тайского бокса в Чаре. Я буду давать мастер-классы и семинары, обучать инструкторов. В Чаре мне с этим помогает глава Каларского района — Сергей Александрович Климович.
Хочу также сказать спасибо руководителям и специалистам «Удоканской меди»: Юлии Игоревне Шабале, Евгению Геннадьевичу Жучкову, Ксении Александровне Добржанской.
Наставник — это тот, в чью руку родители вкладывают руку ребёнка, доверяя ему самое ценное, как самому себе. Он проводник из мира детства во взрослую жизнь. Он тот, кто знает сам и может научить.
Занятия проходят в форме клуба со свободным посещением. Образовательные программы не реализуются. Не является образовательной деятельностью.