Меня зовут Роман, мне 36 лет и это моё первое велопутешествие. Опыт походной жизни, выживания — есть, а вот велопоходной — не случалось. Цель — проезд по федеральной трассе Москва — Чита. Доеду ли до Читы, сказать затрудняюсь, всё же жизнь полна форс-мажоров. Не буду загадывать — буду просто двигаться к цели.
Читать предыдущие тексты о путешествии. Старт, Владимир, Нижний Новгород и Дорога на Казань, От Казани до Елабуги, Елабуга — Ижевск, дорога от Ижевска до Перми, до Екатеринбурга, Екатеринбург, путь из Екатеринбурга в Тюмень, два дня в Тюмени, первые три дня пути до Омска, вторая часть дороги до Омска, три дня в Омске, первая и вторая части перехода до Новосибирска, бросок до Кемерово, путь до Красноярска, сам Красноярск, выезд в сторону Иркутска, Нижнеудинск и Тулун.
День 69. Пробег 100 км
Завтра, если всё сложится в благоприятную сторону, Иркутск откроет свои гостевые двери. Правда, случится это поздним вечером, и есть вероятность попасть в хорошую дождевую передрягу. Увидим. А сегодня гнал запылённого в дальних походах железного друга, не жалея натруженных сухожилий. Дорога хорошая, много динамичных спусков, широкая обочина. Часто отпускал руль и наслаждался свободным накатом.
На остановках и в кафе всё больше попадается забайкальских или прибайкальских лиц. Однажды проскочил мимо бурятской ступы и хотел было вернуться, но убедил себя в том, что ещё встречу подобные на пути.
Ушло ощущение отчуждённости и чувство другого края. Чем ближе Иркутск, Байкал, Улан-Удэ, тем веселее на душе, потому как начинаются волости, пропитанные родным колоритом. Пусть до Читы ещё очень далеко, однако дыхание города чувствуется и здесь.
Отмотал 100 км и решил больше не геройствовать. Мало времени остаётся на отдых, темнеет всё раньше. Хочется без спешки и суеты насладиться палаточным отдыхом при свете дня.
На этот раз выбрал местечко подле просёлочной дороги. За спиной желтеет пшеничное поле, неподалёку простенькое кафе. Предварительно заехал, купил две самсы, чтобы перед сном аппетитно подкрепиться в палатке с горячим чаем.
Девушка продавец, заботливо предложила разогреть выпечку, на что я решительно отказался, о чём впоследствии очень пожалел. Вопреки ожиданиям, что самса свежая и мягкая, она оказалась хоть и свежей, но изрядно застывшей. Куски белого жира разжевывал с отвращением, запивая кипятком и заедая сладкой шоколадкой. Жир прилипал к нёбу и не хотел растворяться.
Около часа занимался палаточной маскировкой. Рядом, как писал выше, просёлочная дорога, по которой снуют колхозные камазы и местные машины фермеров. Не хочу светиться лишний раз, привлекая внимание. Окружил палатку тополиными ветвями, навешал их друг на друга, некоторые воткнул в податливую землю. Вышло неплохо и с дороги совсем не видно.
Подошла к логическому завершению походная книга «Террор». Описывающая реальные факты из жизни арктической экспедиции, наполненная неподдельным ужасом выживания в условиях вечной зимы, в часы уныния книга помогала осознавать факт — мои лишения — это ничтожная доля лишений тех люде,й и не стоит отчаиваться, даже если порой бессилие накрывает с головы до ног.
А на этом фото дерево с красными ягодами неизведанной породы. Что за ягоды такие? Несъедобные точно! Разжевал одну, на вкус горькая. Выглядят заманчиво, падлюки!
День 70. Пробег 114 км
Чем ближе подбираешься к Иркутску, тем интереснее и разнообразнее дорожные локации. Одно из таких замечательных мест — скульптурная композиция, изображавшая чету древних мамонтов. Село Мальта (ударение на вторую «а») является уникальным памятником палеолитической эры.
Название села с бурятского можно перевести, как черёмуховое место. Проехать мимо невозможно, останавливаю байк и иду погладить каменные бивни. В это самое время любовная пара туристов, своими габаритами схожая с размерами маленького мамонтёнка, фотографируется напротив скульптур. Терпеливо дожидаюсь их отъезда в сторонке, после чего приступаю к осмотру животных.
Следующий на пути — храм в посёлке Тельма. Его бело-голубой орнамент видно издалека. Проехать мимо опять невозможно! Храм реставрируют, но двери для паствы открыты всегда. Богато внутри убранство. Красочные витражи, изящные росписи стен, золочёные иконы настоятельно приковывают взгляд. Отдельное искусство выложить мозаикой картины, в данном случае — лики святых. Впечатляет кропотливость работы.
Словоохотливая служащая храма с упоением принялась рассказывать об истории посёлка, вынув увесистый альбом с фотографиями. Жаль времени совсем мало, пришлось выслушать краткий курс всех достижений Тельмы, поблагодарить и отбыть в Ангарск.
В Тельме забежал в магазин низких цен и приятно обнаружил весёлые пончики. Взял пару штук, вкуснота!
Ангарск. Бесподобный город-музей, уменьшенной копией советского Ленинграда, пышным бантом украшает один из многочисленных уголков Сибири. Так можно было бы сказать об Ангарске, если бы вдруг случилось фантастическое чудо, выделили много-много денежков и отреставрировали, наконец, дома, улицы, арки, подъезды.
И действительно, въехав в город, поначалу возрадовался таинственной архитектуре сталинского ампира, но увы, счастье длилось лишь мгновение. Осознав, в каком плачевном состоянии находится Ангарск, расстроился до невозможности.
Запущена былая красота строений, аляписта и неуместна цветастая реклама на фасадах, частично что-то подкрашено или достроено, облупившаяся краска и извёстка стен, балконы-новоделы и многое другое. Не спасает город попытки привнести что-то особенное. Красиво выстроенная аллея, лавочки, цветочные клумбы, арт-объекты выглядят белыми воронами на фоне трагических, потерявший былой шик домов.
На многих помещениях висят вывески «продаётся». Жители в основном старшего поколения или пенсионеры. Молодёжи почти не встретил. Даже заворачивающий за угол трамвай напомнил мне скрипучего, шаркающего, натужно доживающего свой век старичка-инвалида.
Пусть закидают меня камнями, но Ангарск сегодня — это воздушный, напомаженный торт, который во всеобщем веселье забыли, убрав в древний буфет, где он со временем прокис, высох и зачерствел.
Стремительно ворвался в Иркутск! Золотая тысяча пройдена! В городе час пик и только закончился дождь. Движение — ад! Три полосы в одну сторону и три в другую, но если добавить четвёртую, уверен, лучше не станет. Несутся авто, обдавая тротуары волнами лужевой грязи. Гудят моторы.
Еду по какой-то скользкой тропинке, в надежде не быть забрызганным, и, кажется, мне это почти удаётся. К счастью, ехать недалеко. Впереди мост, спуск и нужный адрес. Квартира давнего товарища по войне и нашей увлекательной пейнтбольной жизни — Дениса из группировки «Шторм». С этой группировкой мы всегда дружили, прикрывали тылы или объединялись, чтобы кого-нибудь всковырнуть как следует. Проживу у Дэна два дня. Он взял стройную бутылочку горячительного и ждёт меня. Эх, моя головушка держись!
День 71–72. Иркутск
Счёл необходимым первым делом посетить памятное место смерти А.В. Колчака. Давно хотел постоять здесь. Верховный правитель России и Верховный главнокомандующий Русской армией казнён зимой 1920-го, как враг революционного движения. Мужественный и грамотный человек.
Существует две версии смерти Колчака. Первая, якобы расстрелян на берегу реки Ушаковке, при впадении её в Ангару, после чего спущен в прорубь. Тело унесло течением. Вторая, убит в застенках тюрьмы (ныне действующее СИЗО 1), где содержался последние дни. Тело также не найдено. В любом случае событие весьма значительное и трагичное. Постоял, поразмышлял, представил картину февраля 1920 года, с тем и удалился.
Но сменим настроение на благоприятное. Стоят в Иркутске замечательные скульптуры: режиссёр Гайдай, Трус, Балбес и Бывалый. Сцена из фильма «Кавказская пленница», при этом есть намеренная неточность, которая имеет право на жизнь — подле Гайдая собака с динамитной шашкой, уже из другого его фильма про пса и кросс. Детям нравится, с удовольствием взбираются на собаку, хотя понятия не имеют, кто она такая и о чём кино.
А как не потоптаться на железных люках и не сделать фото ног? Жаль нельзя унести с собой и повесить на холодильник. Люки хороши!
Иркутский Бабр — символ города. Большая скульптура привлекает множество туристов и не только. Полным-полно жителей Поднебесной. Симбиоз бревенчатой русской избы с китайским ресторанчиком внутри. 130-й квартал, конечно, достойный! Ходишь, бродишь, пропитываешься духом старины. Понравилось.
Саша Черри, давняя приятельница и девушка гостеприимная. Пригласила на мини-экскурсию в заведение, где работает. «Собрание Спешилова» — ресторан и одновременно небольшой музей. Тут всё под старину, по-барски, по-купечески, по-сибирски. Однозначно в коллекцию уютных мест! Спасибо за находку.
Иркутск, чертяка, заманчив самобытностью прошлых лет. Теперь на уме избы из бревна, блины с красной икрой, Масленица, валенки, прорубь, печь, чай из блюдца до седьмого пота, самовар медный, обжорство да кутёж. Но, завтра в путь дорожку дальнюю по острогам да по полям широким. Байкал-батюшка ждёт не дождётся. Утром выезжаю на Култук. Кто знает, тот поймёт.