Забайкалкрайстат на неделе сообщил об официальном размере средних зарплат преподавателей в вузах Читы — 67,2 тысячи рублей. Я уверен в том, что если подойти к этим данным, так скажем, математически, то всё будет в порядке. Но если опросить 100 обычных преподавателей, то выяснится, что это ложь.
Я подозреваю, что остепенённый преподаватель, который находится в добрых отношениях с людьми, определяющими ему нагрузку (то есть — зарплату), может зарабатывать и 67, и, быть может, даже 80 тысяч рублей. Но уверен, что для этого ему нужно работать как минимум на две ставки и брать столько подработок, что работать придётся 6 дней в неделю с утра и до позднего вечера и при этом отказаться от написания статей, книг, ведения научных исследований и дипломов, системной подготовки лекций, содержание которых будет соответствовать высоким требованиям, которые декларирует российское высшее образование. Если преподаватель будет заниматься всем этим или даже не будет заниматься, а просто возьмёт одну ставку, то он будет получать в лучшем случае от 20 до 30 тысяч рублей. Но те, кто хочет, может и желает — да, впрягаются в лямку и пашут, как лошади, чтобы не просто выживать, а — жить.
Масштабы катастрофы, которая постигла высшее (да и среднее тоже) образование в России, пока весьма сложно оценить (хотя многие и пробуют). Но люди, которые находятся в этой системе, и чьи должности не вынуждают их лгать в интервью и официальных отчётах, в частных беседах с горечью расскажут вам о том, что сделало с построенным в Советском Союзе высшим образованием Болонская система, во что превращено образование в школах, и сколько именно зарабатывают обычные учителя и преподаватели. Ничего хорошего вы не услышите ни от кого.
Ситуация в Забайкальском крае, кажется, гораздо хуже, чем в среднем по стране. От науки в регионе осталась Читинская государственная медицинская академия, а также рожки да ножки. Уничтожен педагогический вуз. Преподавательский корпус унижен до необходимости брать взятки, раздроблен бюрократическими игрищами, во многом запуган до тотального отказа что-либо комментировать и не видит осязаемых перспектив, что приводит к бесконечному оттоку мозгов из региона и страны в целом. Созданный Равилем Гениатулиным единственный успешный научный проект регионального уровня - «Энциклопедия Забайкалья» - цинично уничтожен другим губернатором по причинам, предполагать которые даже мне как-то не по себе.
Всё бы ничего, но глубину падения науки, высшего и среднего образования никто не пытается оценить. Система заточена на генерацию победных отчётов и неприятие любой критики, а бесконечная смена губернаторов и федеральная демагогия делает тёплые туалеты в школах важнее каких бы то ни было перспектив и уж тем более аналитики с осознанием.
Ну а официальная статистика Забайкалкрайстата, которая де-факто — ложь — создаёт позитивную основу для деградации до уровня сословий, высшие из которых будут учиться в частных школах, частные школы перетянут на себя последних учителей и преподавателей, а низшие — учиться сложению, вычитанию и чтению этикеток в бюджетных заведениях с красивыми пластиковыми окнами и симпатичными данными в официальных отчётах.