Шум вокруг возможного присвоения Чите звания «Города трудовой доблести» на этой неделе достиг промежуточного апогея. Единороссы проводят про это пресс-конференции, идею поддерживают депутаты и сенаторы, в Москву, наверное, летают гонцы с пачками подписных листов.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 11 апреля 2021 года.
Шум вокруг возможного присвоения Чите звания «Города трудовой доблести» на этой неделе достиг промежуточного апогея. Единороссы проводят про это пресс-конференции, идею поддерживают депутаты и сенаторы, в Москву, наверное, летают гонцы с пачками подписных листов.
Глава гордумы Читы Евгений Ярилов не стал ждать победы и нарисовал эскизы значка, медали и стелы, которые будут посвящены званию «Город трудовой доблести» в случае его присвоения: «Это проекты, по большому счёту, это мечта, которая может стать реальностью только в случае, если мы в этом конкурсе победим».
По его замыслу, в центральной части значка будут изображены три основных символа трудовой доблести военных лет: горнодобывающее производство, железная дорога и сельское хозяйство. В верхней части значка — орден Октябрьской Революции.
Посетители «Чита.Ру» мгновенно отреагировали на призыв Ярилова предлагать свои вариант (орфография и пунктуация сохранены:
- Эскиз медали-Круг, в кругу кресты вместо комбинатов и фабрик и кости и черепа.А над медалью "золотой" убитый трамвай;
- Все красиво и печально, про какой город трудовой славы говорите, про то как наши предки трудились на благо всей страны, так мы и так без вас это знаем и помним, или про то что оптимизаторы управленцы просрали, а сейчас во все глотки орут что мы помним мы гордимся;
- У меня нет слов. Они как ополоумевшие с этим званием!! Для получения данного звания городу они палец об палец не удвоили , но стараются оставить свой след в истории Читы и Забайкалья. Работайте лучше. Проблем нет больше? Как же вы достали публиканты.! Звания ещё нет , а медаль готова! На большее ума не хватает. Сапожников денег просит с Осиповым. А Ярилов медали штамповать готов, а головное по быстрее ими кого-нибудь наградить. Ребята задайте себе вопрос вы на своём месте или нет?
- На значке должен быть портрет скачкова на фоне магазина абсолют.
К середине апреля я уже смирился с активностью вокруг города трудовой доблести — ну, важно кому-то использовать эту тему в предвыборной кампании (может, даже, есть в Чите люди, которые искренне считают, что это важно), ну и бог с ним. Но меня изумляет, что во всей этой предвыборной возне делает глава гордумы Ярилов.
Человек без месяца 2 года возглавляет представительный орган города, но я никак не могу понять, какую функцию он там выполняет. Мы всё время пытаемся докричаться до Ярилова — Евгений Витальевич, вы чем там заняты, но Евгений Витальевич с упорством проклятого проводит заседания координационных советов, пишет стихи и теперь вот рисует проекты стел и памятных значков.
Мне постоянно хочется спросить Ярилова — Евгений Витальевич, вы давно вообще выходили на улицы родного города? Вы видели, во что его превратили ваши предшественники и в каком законсервированном состоянии теперь его держите вы с главой администрации города Сапожниковым? Вы давно совершали променад вокруг хотя бы здания городской администрации? Вы ведь окружены помойками, медленно догнивающими остатками культурного наследия и раскрашенными половой краской бетонными блоками.
Я помню Читу ещё немного другой. Я искренне любил этот город в начале нулевых, когда только приехал сюда из своих бесконечных военных гарнизонов. Можно, конечно, отнекиваться темой про то, что тогда деревья были большими, но в Чите даже это устойчивое выражение нельзя использовать в ироничном внимании к вечной привычке человека видеть в своей юности только хорошее.
Нельзя, потому что тогда в Чите деревья и правда были большими. Они были, но вы, Евгений Витальевич, их вырубили практически во всём городе. Можно сказать, что этим не Ярилов занимался, но городом много лет управляет партия «Единая Россия», видным представителем которой Ярилов является, а уничтожение деревьев при Сапожникове-Ярилове продолжается в том же режиме, в котором оно шло все предыдущие годы.
В Чите были большие деревья, советские ещё скверы, раскиданные по всему городу, почти не было бездомных собак, а половина центральных улиц не была закрыта заборами, скрывающими беспросветный мрак в глубине кварталов. Ещё дышал Машзавод, работала проходная у станкостроительного завода на ГРЭСе, и мне кажется, что на Кеноне можно было ещё взять в прокат деревянные лодки.
Это время нельзя идеализировать, потому что в стране царил настоящий мрак, который так нравился нашим зарубежным партнёрам, в Чите властвовали кровавые бандитские группировки, а ночью было страшно ходить по улицам. Но если федеральные власти с тех пор умудрились построить почти новую страну, а полиция переловила всех бандитов, то городские власти за это же время почти полностью уничтожили всё очарование города — и то, что осталось с дореволюционных времён, и то, что с таким трудом и любовью создавали советские люди.
Самое главное, чего мы лишились в Чите за последние 20 лет — это надежды. Надежды на то, что хоть когда-то будет лучше. Что оставшиеся деревья не выпилят. Что на улице Ленина перестанут втыкать торговые центры между красивейшими старинными зданиями. Что когда-то исчезнут помойки. Что кто-то переловит злобных бездомных собак.
Выпилят. Не перестанут. Не исчезнут. Не переловят.
Ярилов и Сапожников волею политтехнологов — нынешние символы этой безнадёги. «Круг, в кругу кресты вместо комбинатов и фабрик, кости и черепа. А над медалью «золотой» убитый трамвай», — идея нашего читателя вполне дееспособна.
Мы убили всё производство в городе, разрушили советское наследие и не смогли сохранить хотя бы историческую память. Мы топчемся по истории, науке, разрушаем исторические здания и уродуем свои улицы. Мы выпилили все деревья, залили асфальтом помойки и окончательно переместились в иллюзорный мир, который нам раз в два года рисуют политтехнологи.
Я ничего не жду ни от Ярилова, ни от Сапожникова — это случайные люди, не обладающие ни опытом, ни знаниями, ни, кажется, желанием эти опыт и знания получать. И тому, и другому вместо стихов и эскизов, вместо вручения наград и выступлений в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) нужно засучить рукава и заняться городом, а не политикой. Ваша политика осталась в 2019 году. Найдите в своём сердце настоящее, а не высосанное из пальца для публики гражданское сознание, поговорите сами с собой и остановите тот трэш, в который медленно погружается любимый мной город.