Авиакомпания «Аэросервис» — дочерняя структура авиакомпании «Сибирская лёгкая авиация» (СиЛА) — приостановила полёты в Забайкальском крае в связи с новыми требованиями федерального правительства к малым аэропортам. В прошлом остались рейсы из Читы в Краснокаменск, Красный Чикой, Мензу и пять сёл Тунгокоченского района – Усугли, Тунгокочен, Красный Яр, Юмурчен, Усть-Каренга.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 10 октября 2021 года.
«Для оборудования 10 посадочных площадок в Забайкальском крае необходимо 232 миллиона рублей. Так как взлётные площадки являются федеральной собственностью, правительством Забайкальского края было направлено обращение в Минтранс России о выделении необходимых средств из федерального бюджета. От Минтранса РФ поступил ответ о том, что будут оптимизированы меры по обеспечению транспортной безопасности. Планируемый срок принятия постановления — 4-й квартал 2021 года», — говорят в краевом минстрое.
Новые правила были утверждены ещё в 2020 году, на модернизацию аэропортовой инфраструктуры был год, но в реальности выполнить все требования просто нереально. Федеральные чиновники придумали, что на полянках в Чикое и Мензе, которые выполняют роль малых аэропортов, нужно организовать контроль доступа и видеонаблюдение, установить системы связи, оповещения, сбора и обработки информации, обеспечить площадку интернетом, набрать штат групп быстрого реагирования (контроль, досмотр, охрана), организовать круглосуточное патрулирование и осмотр взлётно-посадочной полосы.
Представляете вы себе это в Усуглях? А в Усть-Каренге?
Фактически федеральный центр намеренно заблокировал полёты из региональных центров в малые населённые пункты. Уже сейчас рейсы приостановлены на Алтае, в Томской области и Забайкальском крае, но РБК отмечает, что из 2 200 площадок по стране требованиям соответствуют только 165, а реконструкция каждой под новые требования обойдётся в 13–50 миллионов рублей.
Это одна из тех историй, которая в полной мере отражает реальное отношение федерального центра к отдалённым регионам, в том числе к такому проблемному, как Забайкальский край. Одной рукой Федерация заливает сюда невероятные бюджетные инвестиции, а другой делает всё для того, чтобы жить и развиваться тут было практически невозможно.
Малая авиация – ещё не самый плохой вариант. В конце концов никаких рейсов в районы края не было всего лишь несколько лет назад, и сам факт существования региональной авиакомпании с багуловыми самолётами в текущей ситуации – это просто чудо.
Гораздо хуже обстоят дела примерно со всем остальным. В здравоохранении сотни миллионов рублей вливаются в новое современное оборудование, но его скоро будет просто некуда ставить (почти все участковые больницы заменили полупустыми коробками ФАПов) и некому обслуживать – в регионе не хватает сотен врачей.
Мы строим новые школы, но в них скоро некому будет преподавать и некого будет учить. Престиж профессии учителя низведён до уровня карьеры умной уборщицы, и чем дальше, тем больше кажется, что делается это намеренно.
Наша страна первой в мире разработала крайне эффективную вакцину от коронавируса, входящую в тройку лучших в мире, но в Забайкальском крае уже давно и полностью уничтожена вся наука.
Государство создаёт территории опережающего развития, но основными их резидентами почему-то становятся недропользователи, которые зарабатывают миллиарды на экспорте минерально-сырьевых ресурсов.
Мы вроде бы развиваем сотрудничество с Китаем, но приграничный посёлок Забайкальск и работающий на его территории международный автомобильный пункт пропуска уже 30 лет является площадкой для демонстрации убогой и циничной политики федерального центра в отношении приграничных регионов.
В стране строят наполеоновские планы по развитию жилищного строительства, но действующее законодательство уничтожило не только мелких, но и средней руки застройщиков – на очереди последние крупные региональные компании, судьба которых – быть сожранными федеральными монстрами.
Эти примеры я могу приводить бесконечно – их не сотни, а тысячи. Я давно уже уверен, что реального интереса у действующей власти развивать отдалённые территории – нет. Да, здесь осваиваются очень крупные, невероятные в масштабах последних 20 лет бюджетные инвестиции в основные фонды, но целью этих инвестиций является не развитие, а консервация текущего положения вещей, в котором бумажная отчётность важнее любых других целей. За макроэкономическими показателями давно не видно даже губернаторов – они давно превратились в рабов, которые обслуживают те или иные KPI.
Если принять эту логику, то немедленно исчезает удивление по поводу того, что какие-то там московские чиновники не могут договориться друг с другом о том, чтобы не блокировать мелкие авиаперевозки из одной дыры в другую.