Сейчас я расскажу вам об одном из богатейших предпринимателей Забайкалья, берите табуретку, садитесь слушать.
В конце XVIII века вопрос об освоении нашего края для страны стоял очень остро: в регион нужно было вдохнуть жизнь так, чтобы он стал надёжнейшим форпостом на российско-китайской границе и регионом, приносящим прибыль государству.
Колонка впервые опубликована в обзоре разборе недели от журналистов «Чита.Ру» 8 декабря.
Людей бойких, сметливых, желающих развивать своё дело, искали везде. Одним из них стал Яков Андоверов - выходец из ссыльной еврейской семьи, который обосновался в Сретенске и создал империю, аналогов которой за весь прошлый век в Забайкалье так и не появилось.
«Энциклопедия Забайкалья»: Собственность «империи» Андоверовых свидетельствовала о размахе еврейских купцов Сибири: пароходные, горнопромышленные и торгово-промышленные предприятия, паровые заводы, центральная электрическая станция. Андоверовы производили и поставляли шубы, сбрую, приисковую обувь, вели оптовую и розничную торговлю мануфактурными, галантерейными, бакалейными, табачными, кондитерскими, гастрономическими и другими товарами. Принадлежащие им пароходы, в том числе «Батрак», построенный в 1896 г. в Сретенске, доставляли грузы по Шилке и Амуру. Я. С. Андоверов внёс неоценимый вклад в укрепление обороноспособности России.
Именно Яков Андоверов построил в Кокуе филиал Амурского отделения Балтийского судостроительного и механического завода Морского ведомства.
У каждого из его работников был небольшой дом с электроосвещением, а зарплату им выдавали раз в неделю по субботам. При заводе построили церковно-приходскую школу, которую содержал Андоверов, а в станице - первый храм на его же средства.
В 1908 году Яков Андоверов на улице Береговой (сейчас это улица Набережная) начал строить двухэтажный особняк в стиле классицизма, где после завершения строительства жил с семьёй и вёл дела. За инженером двух динамо-машин он лично ездил в Москву - так в Сретенске появилась первая электростанция.
В начале революции сыновья были вынуждены продать дом за бесценок, и долгие годы в нём работал райпотребсоюз. Удивительно, но его сотрудникам удалось сохранить внешнее и внутреннее убранство дома, в том числе лепнину на потолках и потрясающий камин.
Ещё более удивительно, что всё это сохранилось до наших дней, правда, в несколько необычном виде.
На втором этаже дома обустроили гостиницу: лепнину закрыли навесным плиточным потолком, наставили тонких стен-перегородок с мало-мальскими дверьми, в огромные окна, где когда-то отражались дамы с платьями в пол и вальсирующие пары, вставили пропускающий мороз пластик, стены зашили фанерками и всё тем же пластиком. Для райцентра в целом не бедственно, если не знать, что это за дом.
В гостинице почти нулевая звукоизоляция, неработающий душ, общая кухонька и туалет для служебного пользования. Так особняк одного из умнейших и богатейших людей территории от озера Байкал до Дальнего Востока превратился во что-то вроде придорожного мотеля.
Съездила я туда на прошлой неделе, и до сих пор не отпускает. Власти региона при каком уже губернаторе твердят о развитии туризма в крае, строят прожекты, готовятся осваивать федеральные субсидии, а такое наследие тем временем коптит для прибыли кого-то, как печь с перекрытым дымоходом.
Ну уберите вы весь этот пластик к чертям, отреставрируйте, если надо, этаж, и сделайте не фанерные каморки, в которых спать без верхней одежды зимой невозможно, а нормальную гостиницу с тёплым туалетом, работающим душем и кухней, где нет завалов от посуды. Это тоже деньги, но вместе с популярностью и туристами, которые будут сюда ездить, если грамотно поработать с рекламой.
А если в городе найти ещё несколько исторических зданий - а они есть - и продумать логистику, то из этого при относительно небольших затратах (не с нуля всё отстраивать) получится целый туристический тур в город, с которого начиналось водное сообщение между Забайкальем и Приморьем.
Ну и да, у меня отдельный вопрос знатокам из контролирующих органов: а видите вы, как подобные объекты культурного наследия используются? Или по бумажкам там всё хорошо?