Администрация Борзи должна отремонтировать и расселить аварийную 9-этажку на улице Савватеевская, 82, к июню 2025 года, на проектно-сметную документацию необходимо 9,8 миллиона рублей. Об этом ИА «Чита.Ру» 26 октября сообщили в администрации города в ответ на запрос.
В сообщении добавили, что к дому также пристроен детский сад, который находится в собственности администрации города. Сам многоквартирный дом городу не принадлежит — он владеет только 31 квартирой. Ещё 69 квартир находятся в собственности Забайкальского края и 58 квартир относятся в частной собственности.
«Вопрос финансирования проекта реконструкции, сроков её начала и окончания сейчас рассматривается в правительстве Забайкальского края, которому принадлежит большинство квартир», — добавили в ответе.
Единственный в Борзе 9-этажный дом начали строить в конце 1980-х, после распада СССР строительство было заброшено. До 2006 года девятиэтажка была зарегистрирована за городом Борзя. В конце октября того же года она была передана в собственность Альберту Мурадяну, в апреле 2008-го — Виктории Маевской, а в мае 2009-го — Гаяне Мкртчян.
Администрация Борзи в 2012 году по программе переселения граждан из аварийного жилья на условиях федерального софинансирования за 31 миллион рублей приобрела в 9-этажке сначала 24 квартиры по 31 тысяче рублей за квадратный метр, а в 2013-м — ещё 64 квартиры почти за 100 миллионов рублей.
По информации фининспекции Забайкальского края, 27 квартир из последних 64 были куплены незаконно, так как администрация не согласовывала закупку у единственного подрядчика — предпринимателя Гаяне Мкртчян, сославшись на определивший подрядчика указ президента РФ. Прокуратура региона тогда не смогла отработать заявление, так как все документы были изъяты в рамках расследования уголовных дел в отношении главы администрации города Николая Спиридонова.
В 2019 году власти признали дом аварийным. В мае 2021 года программа «Мужское / Женское» на Первом канале сняла репортаж о проблемной 9-этажке, в эфире которой бывший глава Борзи Николай Яковлев заявил, что даже если дом сложится, то жертв будет немного, потому что дом панельный.