Так получилось, что по долгу службы мы чаще сталкиваемся с информацией о птенцах сов, чем голубей. Поводом для написания этого, скорее развлекательного материала стал недавний пост с просьбой помочь опознать птицу, найденную на лестничной площадке. Изучив снимок, мы поняли, что это хоть и страшненький, еще до конца не оперившийся, но все-таки обычный голубь. И тут редакция осознала, что голубят она видела крайне редко и они правда сильно отличаются от привычных нам взрослых особей. Таким образом, наш фотограф Елена Латыпова была отправлена на один из омских чердаков на фотоохоту, а помочь с информацией мы попросили доктора биологических наук и ведущего научного сотрудника института систематики и экологии животных сибирского отделения РАН Сергея Соловьева.
Откуда они появились?
Нам никогда не приходило в голову, но городские голуби относительно недавние наши соседи. Поселились с нами вместе они лет триста назад и приехали из Южной Европы. Сизые голуби — любители пещер, и чердаки каменных домов для них стали таким же естественным местом обитания, как и в дикой природе. А обилие объедков на улицах дало прекрасную кормовую базу, чтобы чувствовать себя комфортно. Таким образом, когда-то дикие птицы стали синантропами, то есть сосуществующим с человеком видом. Особенно голубям для гнездовья приглянулись панельные девятиэтажки с открытыми летными окошками на чердаках.
Птенцы? Осенью?
Голуби плодятся довольно быстро. Гнездовой период, учитывая, что на чердаках довольно тепло, начинается с конца марта и заканчивается в конце сентября. За это время семьи успевают снести 3–4 кладки. Тем голубятам, что мы можем встретить в подъезде, две-три недели от роду. Учитывая, что процесс этот не прекращается, птенцы, едва обретя первые перья, съезжают из родительского гнезда, чтобы найти и сделать собственное. Именно этих «подростков» мы и встречаем в подъездах. Выглядят они нелепо, летают плохо, добывают пищу тоже не идеально, но стоит понимать, что у родителей на их бывшее жилье уже новые планы. Если дожил до весны — уже хорошо. Делай гнездо и повторяй традицию.
Мы можем им как-то помочь?
Можем, но не стоит. Сергей Соловьев настаивает, что это нормальный естественный отбор. Нянчиться с птенцом голубя точно не имеет никакого смысла (тем более что риск подцепить орнитоз никто не отменял). Максимум, чем мы можем ему удружить, — вынести его из подъезда и донести до места, где у вас подкармливают голубей, или, если холодно, рядом с теплотрассой. Этого должно хватить, чтобы дать ему отличный шанс выжить. Голуби — стайные птички и в принципе научат неумелого подростка жизни. Даже зимой они находят чем перекусить. Если не найдется доброй бабушки с хлебом, плоды замерзшей яблони для сизых станут хорошим перекусом.
Три риска их исчезновения
Хоть нам и кажется, что эти, как их иногда пренебрежительно называют, «летающие крысы» с нами навечно, но нет. Их популяция постоянно меняется. По словам Сергея Соловьева, в советское время их было гораздо больше, но в 90-е их популяцию сильно снизили… бездомные. Так получилось, что голуби сами стали хорошей кормовой базой для людей в непростые времена. Сейчас их мало кто ест, однако современные застройщики уже делают дома без летных окон и свободного доступа к чердаку. Баки с крышками, изменения схем выброса просроченной еды и прочее снижают популяцию не только крыс, но и голубей. Теоретики также считают, что серьезным шансом для исчезновения сизых голубей становятся домашние. Внезапно оказалось, что все виды голубей прекрасно спариваются между собой. Таким образом, их потомство уже не сизые голуби, а, если можно так выразиться, полукровки. Контролировать этот процесс довольно сложно (да и кому это вообще нужно?), так что чистокровные Columba livia вполне могут исчезнуть как вид.