Авто День ГИБДД, или Журналисты под прикрытием

День ГИБДД, или Журналисты под прикрытием

В форме инспектора ДПС мне неуютно. Во-первых, она великовата, во-вторых, «дилетанта» во мне выдает каждая деталь – от очков и нестандартной обуви до чересчур сухого телосложения. А еще – слишком напряженное лицо...

В форме инспектора ДПС мне неуютно. Во-первых, она великовата, во-вторых, «дилетанта» во мне выдает каждая деталь – от очков и нестандартной обуви до чересчур сухого телосложения. А еще – слишком напряженное лицо.

Ну, со мной-то еще понятно – стажер, потому и лицо такое, а каково Маше Шраменко в капитанских погонах? Первый же водитель Audi со смехом замечает: «Что, теперь женщины в ДПС идут?» Он, кстати, прав – на дорогах области не дежурит ни одной женщины-инспектора ГИБДД.

Настоящий экипаж ДПС, с которым мы дежурим, относится к специальному батальону ГИБДД и «заточен» сугубо на серьезные нарушения: езду в нетрезвом виде, отсутствие талона техосмотра, выезд на «встречку». К сожалению, мелкие грешки – не наша специализация, а потому в отношении непристегнутых и тонированных мы ограничиваемся предупреждением. Напоминает рыбную ловлю: налимов берем, частик отпускаем. Оказывается, подобная практика распространена, и многие экипажи ДПС ориентированы на конкретные виды нарушений. На мой взгляд, это не вполне правильно, ведь инспектор ГИБДД – представитель закона, а потому должен реагировать на любые его попрания.

«А за скорость будем ловить?» – уточняем с надеждой.

«Водители же не дураки, – отвечает один из инспекторов Александр. – В ядовитых жилетках нас издалека видно, или встречные помигают просто. Тем более в этом месте не гонят».

Не только не гонят, но, завидев нас, с демонстративной законопослушностью тащатся километров 40 в час. Со стороны смотрится забавно.

Зато воскресный вечер – урожайная пора на пьяных водителей. Напарник Александра Виталий рассказывает, что отличить «пьяную» машину иногда можно по ряду внешних «аномальностей»: едет либо слишком быстро, либо слишком медленно, иногда по центру дороги, иногда по обочине.

Некоторые пьяные, заботясь об окружающих, включают аварийку, поэтому когда из-за поворота неспешно выплывает мерцающая «семерка», все оживляются. Тем более для конспирации водитель тут же погасил световые сигналы.

Мы с Машей запоминаем последовательность действий. Так... Сначала жезл вертикально для привлечения внимания, затем «кликаем» на интересующую машину и указываем место для остановки... Это понятно... Затем идем к машине, неспешно, уверенно... С этим у нас проблемы – не надо сигать через дорогу аршинными шагами с глазами заблудившегося туриста. Надо вышагивать без суеты, спокойно, ведь и водителю нужно время, чтобы достать документы. Потом козыряем и представляемся по форме: «Здравствуйте, инспектор ДПС капитан такой-то». Если водитель вышел из машины (это необязательно), просим отойти с проезжей части: самое безопасное место – перед капотом. Затем требуем документы, если машина старая – талон техосмотра, если относится к угоняемым – сверяем номер кузова и двигателя.

Что касается нетрезвых, то для начала нужно выявить у водителя один или несколько признаков опьянения, вроде запаха алкоголя изо рта, нарушения речи, резкого дрожания пальцев рук или поведения, не соответствующего обстановке. Такие наблюдения необходимо отразить в протоколе. В случае с алкогольным опьянением основным признаком является запах изо рта, покраснение глаз и кожных покровов. А если водитель под наркотой – неадекватное поведение. У каждого инспектора найдется пара историй с подобными персонажами, вот и Александр рассказывает нам про парня, который на вопрос, куда направляетесь, отвечал: «Забирать медвежонка». Какого медвежонка? «Вот такого», – парень обозначил примерный рост воображаемого друга. А на просьбу показать вены оттянул на запястье два кровеносных сосуда, словно макаронины. Наверное, для лучшей видимости.

Но у водителя мигающей «семерки» признаков опьянения не выявлено. Аварийка предупреждала о невозможность ехать достаточно быстро – машина старая, электрика барахлит. Правда, водитель говорил по-русски с акцентом, поэтому Виталий проверил права на ультрафиолетовом детекторе подлинности. Настоящие. «Счастливого пути».

А вот это уже интересней – на жест Александра водитель ВАЗ-2111 отреагировал с заметным запаздыванием, тормозил уже на обочине и съехал с дороги так сильно, что едва не завалил машину в кювет.

В машине – шесть человек, что является нарушением правил перевозки пассажиров, но, как вы поняли, «гольян» нас не интересует. Едут со свадьбы. Кто-то из пассажиров стремглав сигает за ограждение слить «конденсат» и возвращается к машине по неевклидовой траектории под гогот остальных. Но водитель трезв. Александр задает ему несколько дополнительных вопросов, чтобы убедиться, не везет ли он, к примеру, медвежонка. Не везет. «Счастливого пути». Эх... Не везет, так не везет.

Наконец попадается первый водитель с признаками опьянения – неуверенная речь, легкий запах перегара. «Вчера употребляли алкогольные напитки?» – уточняет Александр. «Нет, не пил я», – напряженно отвечает наш «улов», косясь на алкотестер. Скажу честно, определить на глаз, действительно ли он трезв или просто устал, сложно. Так что приглашение к алкотестеру – не способ психологического давления, а необходимость. Водитель дует в трубочку, у него никак не получается сделать хороший выдох, он расстраивается, пробует снова, и прибор показывает, что он трезвый. «Счастливого пути».

Инспекторы признаются, что оформлять пьяного – большая морока. Водитель имеет право не согласиться с показаниями алкотестера, и тогда его необходимо доставить на полноценную медэкспертизу. При этом автомобиль остается на месте задержания, и для его охраны вызывается другой экипаж, поскольку, пока нетрезвость водителя не подтверждена, никаких манипуляций с его имуществом проводить нельзя.

Тем временем у нас «поспел» еще один подозреваемый, который божится, что не пьет уже пятнадцать лет. Голос звучит убедительно, однако внешность и выражение лица похмельные. Но прибор снова показывает «Водитель трезв» – простите, что подозревали. Кстати, нередко признаки опьянения, вроде нечеткой речи или покраснения глаз, могут появиться от элементарной усталости или стресса, так что не загоняйте себя в длительных поездках. Иной раз вы действительно можете сойти за пьяного, да и реакция в эти минуты у вас не лучше.

Наше «дежурство» совпало с антитеррористическими учениями , поэтому мы тормозим машины часто и многих просим открыть багажники. В принципе, вне стационарных постов ДПС инспекторы не могут останавливать автомобиль безосновательно, однако в данном случае основанием является спецоперация, на что есть соответствующие документы. Водители реагируют на наши действия спокойно, без грубостей, и в подавляющем большинстве выходят из автомобилей сами. Некоторые хмуры и сосредоточены, некоторые – заискивающе веселы, но признаков агрессии не проявляет никто.

У инспекторов ДПС очень характерная походка, чуть вразвалочку, и неспешная настойчивая речь. Теперь я понимаю корни этой типичности: когда тормозишь двадцатую машину за час, повторяющаяся из раза в раз мантра «Инспектор ДПС... лейтенант... отойдите с проезжей части... документы...» настолько вязнет на зубах, что произносишь ее почти автоматически, и стараешься делать это как можно четче, чтобы избежать переспрашиваний. Кроме того, должностные инструкции обязывают инспекторов быть вежливыми и сдержанными, чего у них действительно не отнять.

Мы заступили на дежурство около девяти вечера, а смена длится 12 часов. Если поначалу стоять на посту прикольно, то со временем начинаешь понимать, почему в инспекторы не идут женщины.

Машин становится все меньше, сумерки мешают различать марку автомобилей, а приятный вечерний воздух быстро остывает. Все чаще хочется посидеть в машине, и все скучнее тормозить очередной автомобиль. Тяжесть в ногах усиливается, но мы-то с Машей в обычной амуниции, а Виталий и Александр облачены в бронежилеты, килограммов по восемь каждый.

Комары – казалось бы, мелочь, а как досаждают! «Особенно страшное место возле Еткуля, там заболочено, – говорит Александр. – Этим летом их поменьше, а то прямо живьем едят. Нам даже баллончики выдавали».

Мы дежурили практически в идеальное время – hot summer night... А каково стоять на посту промозглой осенью, когда утренний дождь смывает с травы изморось? А зимой в минус тридцать? «Ходим по очереди греться в машину, – говорит Александр. – Только стекла изнутри от этого обмерзают, ничего не видно».

Питание – другая проблема. На обед отводится час, так что съездить до города удается не всегда. Закусочные на трассе? «Ну, иногда можно рискнуть, но чтобы постоянно...» – разводит руками Виталий. Брать с собой? «Тогда получается сухомятка. Обед – через шесть часов после начала смены, и если погода теплая, горячее успевает испортиться».

Маша расспрашивает Виталия, приходится ли им применять физическую силу. «Ну, конечно, – коротко отвечает он. – Водители разные попадаются».

Тем временем подъезжает проверяющий и привозит фотороботы трех человек, подозреваемых в преступлении. Чуть раньше приходит ориентировка на черный Hyundai Getz, который сбил человека. Подобная информация поступает инспекторам постоянно, и не дай бог выяснится, что они проворонили разыскиваемую машину. Поэтому если вы думаете, что во время двенадцатичасового дежурства можно выспаться в машине, то это не так. Надо смотреть в оба, поэтому сотрудники ДПС обязаны иметь хорошее зрение и поэтому мои очки так сильно меня выдают.

Проезжающие водители сообщают о серьезном ДТП примерно в пяти километрах от места нашей дислокации. Виталий и Александр запрашивают разрешение сняться с поста и оказать помощь пострадавшим. Дежурная часть отвечает отказом – идет спецоперация, поэтому все экипажи работают по плану, а на место ДТП отправлен другой экипаж. «Если поблизости случается авария, естественно, мы выезжаем на место для оказания помощи и ограждения трассы, однако само ДТП не оформляем – не наша работа», – говорит Александр. И опять пример непонятной специализации. Довольно часто можно наблюдать пробку из-за ДТП, участники которого ждут экипаж ДПС, в то время как другой экипаж стоит в пределах прямой видимости и штрафует за переход улицы. Но такова российская специфика – сотрудники ДПС, подобно военным, выполняют приказы и инструкции.

«А вот планы по штрафам у вас есть?» – Маша настойчиво интервьюирует Виталия. «Как вам сказать... Официальные лица говорят, что ГИБДД не может работать по планам, но все, наверное, улыбаются этим словам», – отвечает он, не вдаваясь в детали.

Впрочем, можем домыслить. Планы по штрафам – средство мотивации инспекторов. Может быть, в идеальном мире они выполняют свои обязанности, потому что не хотят потерять высокооплачиваемую работу или из чувства долга. А в российских реалиях планы по штрафам – пусть и не самое совершенное, но все же действенное средство побудить инспектора контролировать соблюдение правил, а не греться в автомобиле. Тем более что с каждым часом желание посачковать растет.

Кстати, дежурили мы на Renault Logan, оснащенном сиреной, проблесковыми маячками, рацией, детектором подлинности документов, алкотестером и измерителем скорости «Визирь». Последний установлен прямо в машине и позволяет контролировать как попутный, так и встречный поток, записывая данные о нарушителях на видео. «Только вот память у него маловата, и приходится каждое нарушение переписывать в компьютер, а это занимает минут пять», – говорит Виталий.

Ночью дежурить совсем тяжело – машины появляются редко, ни черта не видно. К тому же за остаток светового дня не удалось выявить ни одного серьезного нарушителя, что в глобальном смысле хорошо, но если вспомнить про планы (и журналистские в том числе), то скорее досадно. «Тут уж день на день не приходится, – говорит Александр. – Бывает, махнешь жезлом пару раз, и сразу два нетрезвых или без техосмотра. А то стоишь сутки – и ни одного нарушителя».

Мы расстаемся с Виталием и Александром перед их обедом уже ночью, слегка осоловевшие от усталости и впечатлений. А им предстоит отдежурить еще столько же, и второе действие будет куда сложнее – под утро, как пить дать, начнет морить сон, а профессиональные преступники в это время наиболее активны.

Инспектор ДПС – тяжелая профессия. Тяжелая в разных смыслах – и физически, и морально. Конфликтные водители, выбросы вредных веществ, комары – неблагоприятных факторов пруд пруди.

И сегодня, в день ГИБДД, мы поздравляем всех сотрудников инспекции с праздником и желаем, чтобы государство наконец оценило вашу работу пропорционально ее сложности. И чтобы это позволило инспекторам проявить все те качества, которые открылись нам в этот вечер: сдержанность, порядочность, готовность придти на помощь.

Фото: Фото Михаила ВЕКСЕЛЯ и Артема КРАСНОВА, видео Михаила ВЕКСЕЛЯ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления