Авто ГБО: «за» и «против»

ГБО: «за» и «против»

В последние годы все больше автомобилистов начинают отдавать предпочтение альтернативным видам топлива. Точнее, одному из них – газу. И если поначалу газовую заправку еще нужно было найти и вытерпеть огромную очередь, то сейчас такой проблемы не существуе

В последние годы все больше автомобилистов начинают отдавать предпочтение альтернативным видам топлива. Точнее, одному из них – газу. И если поначалу газовую заправку еще нужно было найти и вытерпеть огромную очередь, то сейчас такой проблемы не существует. Мало того, в большинстве случаев на вопрос «Ставить или нет?» сейчас можно получить утвердительный ответ.

Первыми преимущества баллонов испытали, пожалуй, водители грузовых и пассажирских «газелей». По крайней мере, массовая «газовая» волна пошла именно с них. Сегодня же этот вид топлива используется, несмотря на тип и марку машины. Различаются сами системы газового оборудования: условно их принято делить на четыре поколения.

Первое поколение газобаллонного оборудования (ГБО) представляет из себя системы с вакуумным управлением и механическим дозатором газа. Их можно устанавливать на бензиновые карбюраторные и простые инжекторные автомобили. Газовые редукторы при этом используются как вакуумного типа, так и электронные. Второе поколение, как правило, дополнено электронным дозирующим устройством с датчиком содержания кислорода (так называемый лямбда-зонд). Они устанавливаются на автомобили, оснащенные инжекторным двигателем и каталитическим нейтрализатором отработавших газов.

Еще два типа ГБО требуют более высокой квалификации при монтаже, но и устроены при этом более совершенно. Системы третьего (которое сейчас не используется вовсе) и четвертого поколений обеспечивают распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распределителем, управляемым электронным блоком. Разница между ними заключается в устройстве микросхем блока управления. Существует и пятое поколение, суть которого в том, что сжиженный газ поступает непосредственно в цилиндры двигателя, где сразу же испаряется. В России установить такую систему практически невозможно: сказывается заоблачная цена оборудования и невысокое качество газа, поэтому нельзя исключать возможность, что пятое поколение попросту откажется «кушать» отечественный пропан.

Основной плюс «легкого» топлива заключается в его экономичности. Разница в цене практически двукратная. Литр пропана-бутана на АГЗС стоит в среднем 10-11 рублей, в то время как цена литра 92-го бензина начинается от 22 рублей. При этом машина практически не становится прожорливее: скажем, если автомобилю необходимо восемь литров бензина на сто километров пробега, то с переходом на газ расход составит в худшем случае девять литров на сотню. В более мощных машинах газ, конечно же, будет расходоваться быстрее, но при этом все равно будет выгоднее бензина.

Владелец машины, оборудованной ГБО, получает двойную выгоду не только в цене, но и в запасе хода: при монтаже такой системы бензобак остается на месте и сохраняет свою работоспособность. Что еще лучше – поменять вид топлива можно прямо на ходу: для этого в салоне машины есть специальный переключатель, который устанавливается вместе с системой.

Есть у газовых установок и другие преимущества. В частности, экологические: в атмосферу выбрасывается куда меньшее количество CO2, но главное – пропан куда мягче действует на цилиндропоршневую группу и сохраняя ресурс свечей зажигания. Кроме того, благодаря ГБО можно реже менять масло, что тоже поможет сохранить некоторую сумму. Впрочем, свои плюсы в газовых баллонах найдут даже далекие от автомобилей люди: народные умельцы могут использовать баллон с газом, например, в качестве питания для газовой плиты. На природе или даче – это очень хорошая альтернатива дровам и костру.

К сожалению, как и все хорошее, ГБО помимо неоспоримых плюсов имеет столь же неоспоримые минусы. И минусов этих куда больше.

В первую очередь, ощутимая стоимость установки оборудования: в среднем на переоборудование машины нужно как минимум 10 тысяч рублей, в зависимости от марки и типа кузова. «Потолка» у цен на ГБО практически нет: существует достаточно систем, монтаж которых может встать и в 50, и в 90 тысяч.

Те, кто ездит много, окупят ГБО приблизительно за год-полтора. Те, кто жжет бензин лишь по сорок минут в день, доезжая от дома до офиса и обратно, почувствуют экономию еще не скоро. Но это лишь временный недостаток: заплатив сейчас, в будущем можно не волноваться за дорогой бензин. Как вариант, можно сразу приобрести машину, уже переведенную на газ. Не стоит забывать и об опасности возгорания. Несмотря на то, что баллон имеет довольно высокий запас прочности и в большинстве случаев выдерживает при аварии, он является «болевой точкой» автомобиля, наряду с бензобаком.

Остальные недостатки гораздо ощутимее, хоть и не могут иметь столь трагических последствий. В частности, при работе от газа двигатель теряет некоторую долю своей мощности. Теряет немного – всего около пяти процентов, но после привычного бензина разница будет ощутимой. В конце концов, сам баллон занимает довольно много места: и если ему не найдется места под машиной, придется попрощаться с доброй третью объема багажника. Соответственно, придется забыть о запаске, перевозке рассады на дачу и так далее. Хотя, если вы – счастливый обладатель внедорожника или хотя бы универсала, для вас практически ничего не изменится.

Остается добавить к этому необходимость замены техпаспорта и автоматическое аннулирование гарантии. И если первое еще можно спокойно пережить, заехав в ГИБДД и за небольшие деньги решив вопрос, то с заводской гарантией шутки плохи: как правило, любое вмешательство в конструкцию автомобиля дает повод производителю снять машину с гарантии. Принято считать, что авто, созданное для езды на бензине, не должно ездить на альтернативном топливе и в этом кроется доля правды.

Но самый страшный враг ГБО – это неквалифицированный установщик. Как известно, кривые руки могут испортить любое дело, но в случае с установкой газового оборудования вероятность ошибок увеличивается многократно. Недостаточно просто прицепить шланги куда нужно: ГБО требует тонкой настройки. В свою очередь, неточность при монтаже чревата в лучшем случае поломкой двигателя. Разумеется, у фирмы-установщика должны быть все необходимые лицензии и сертификаты, а полулегальные гаражи народных умельцев лучше обходить стороной.

Впрочем, существует и обратное мнение: к примеру, «Мир Советов» считает, что с установкой ГБО I-го и II-го поколений автомобилист в состоянии справиться самостоятельно: ничего особенно сложного в них нет. Тем не менее, при прохождении техосмотра могут возникнуть трудности: на кустарный монтаж никаких документов быть не может.

Все работы по установке и настройке ГБО занимают от силы три часа. После этого желательно проверить систему в действии: заправить десяток литров в баллон, протестировать герметичность и сделать последние «штрихи», то есть, заключительную регулировку оборудования.

Окончательный выбор предстоит делать лично тем, кто пока лишь подумывает об установке ГБО. Тем не менее, владельцев «газомобилей», недовольных проделанной с машиной операцией, найти довольно трудно. 10 рублей за литр топлива – весомый аргумент, который во многом перекрывает все минусы, неудобства, а зачастую – и риски.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Конкурс на будущее. Что происходит с сельскими школами в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления