«13.9 На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения».
Любой водитель прекрасно знает это правило. Но вопрос, каковы пределы действия этого правила, может поставить в тупик. Казалось бы, оно должно безоговорочно действовать в границах перекрестка. Увы, имеют место случаи, когда, по мнению некоторых судей, это не так.
Начнем с двух определений из п.1.2 ПДД с небольшим сокращением и упрощением:
«Перекресток» – место пересечения дорог на одном уровне.
«Главная дорога» – дорога, обозначенная знаком «Главная дорога» по отношению к пересекаемой.
Если две дороги пересеклись, одна из них – главная и идет прямо, то никаких вопросов не возникает. Кто на главной, тот и едет первым, кто на пересекаемой (т.е. на второстепенной), едет вторым.
Но давайте прочитаем п.13.10 ПДД: «В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление…»
Рис. 1
Ничего не понятно. По определению перекрестка одна дорога идет прямо, вторая ее пересекает. По определению главной дороги, эта же дорога на перекрестке поворачивает. Как одна и та же дорога может и повернуть, и идти прямо?
Ответ находим у классиков: «В ПДД понятия «главная» и «второстепенная» дорога используются для определения приоритета при движении через перекрестки и не имеют отношения к технической классификации дорог. Поэтому при проезде перекрестков водители должны руководствоваться именно этими понятиями», – Суняев Л.В., Унтерберг Е.С., Богатырев Д.Ю. Комментарий к Правилам дорожного движения в Российской Федерации. – Система ГАРАНТ, 2012.
Так вот в чем дело! На перекрестке физически пересекаются две дороги. А понятие «Главная дорога» – виртуальное, скорей логическое, предназначенное только для определения очередности проезда.
Согласен, вам это давно известно, поскольку к аналогичным выводам можно прийти, прочитав начало Раздела 2 Приложения 1 к ПДД:
«Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.
2.1 «Главная дорога». Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков».
И чтобы все окончательно встало на свои места, привожу цитату из ГОСТа: «5.3.8 В случаях изменения направления главной дороги на перекрестке на главной дороге перед перекрестком устанавливают знак 2.1 с табличкой 8.13, а за перекрестком – знак 2.2».
Рис. 2
Если вы на таком перекрестке поворачиваете по главной дороге, то вы все равно выполняете маневр поворота, то есть одну дорогу покидаете, а на другую въезжаете. И как следствие, например, подаете сигналы указателями поворота.
Смысл таблички – показать, какие автомобили, с каких направлений имеют преимущество при проезде перекрестка, а не показать, что одна из дорог на нем поворачивает.
Рассмотрим теперь очередность проезда такого перекрестка. Допустим, водитель красного автомобиля въехал на перекресток и совершил столкновение. Выйдя, из автомобиля он заявляет: «Я подъехал по второстепенной дороге, но в момент столкновения я уже был на главной дороге, следовательно, с водителем желтого автомобиля мы были в равных условиях, следовательно, он обязан был уступить дорогу мне, так как я для него помеха справа!»
Водитель красного автомобиля забыл о пункте 13.9 ПДД. Водитель желтого автомобиля подъехал по главной дороге, и имеет право на первоочередное движение. Водитель красного автомобиля обязан действовать таким образом, чтобы водитель желтого автомобиля не изменил направление движения и скорость вплоть до выезда с перекрестка.
Если водитель красного автомобиля хорошо разогнался и решил проскочить перекресток на высокой скорости, подрезая желтого и заставляя его тормозить в пределах перекрестка, то в случае столкновения даже за границей перекрестка красный все равно виновен в ДТП.
К разъяснению п.13.9 ПДД и приоритета движения на перекрестке проще всего подойти, используя «Метод черного ящика».
Рис. 3
Представим себе перекресток в виде черного ящика, внутри которого в отличие от классического черного ящика однозначно действуют определенные правила. Если оба водителя соблюдают в полном объеме ПДД и к тому же подъехали к перекрестку на одинаковой скорости, то водитель желтого автомобиля, приближающийся к перекрестку по главной дороге, имеет право выехать с него в любом направлении первым. Обязанность водителя красного автомобиля – не создавать помех водителю желтого.
Возникает резонный вопрос: если черный ящик скрывает все тот же перекресток двух дорог, но на котором организовано круговое движением, то в каком объеме на нем действует п.13.9 ПДД?
Рис. 4
Момент въезда красного автомобиля на перекресток вопросов не вызывает, и его водитель однозначно уступает дорогу желтому.
А вот далее…
Перекрестки с круговым движением, как правило, многополосные, и могут быть очень большими. Кроме того, двух одинаковых кольцевых пересечений в природе просто не существует. Главная дорога может совпадать с кругом, может проходить прямо, а может иметь одно выделенное направление как на рисунке 4.
Возьмем перекресток с круговым движением на пересечении Блюхера и Дарвина.
Рис. 6
На въезде со стороны Уфы красный обязан пропустить желтый автомобиль.
Рис. 5
Допустим, далее он параллельно с желтым двигается в сторону города из точки А в точку Б – рисунок 6. Возникает вопрос: имеет ли преимущество желтый только в точке А или до границы перекрестка – точка Б? Ведь это примерно 200 метров пути! И кто вспомнит в точке Б, кто и откуда выехал?
Можно перефразировать. Если на пути из точки А в точку Б красный и желтый автомобиль столкнутся, то имеет ли право водитель красного автомобиля сказать, что он уже находился на главной дороге, как и желтый, а раз у них условия равные, то уже желтый обязан ему дорогу уступить? На простом перекрестке подобные слова – абсурд, как было показано выше.
Из буквального прочтения пункта 13.9 ПДД следует, что разницы между обычным перекрестком и перекрестком с круговым движением нет, и при прочих равных условиях как и на обычном перекрестке желтый выезжает с него первым, как и показано на рисунке 4. Но судебная практика далеко неоднозначна. Мне известны решения областных судов, подтверждающие как первую, так и вторую точку зрения. Причем они явились следствием ДТП.
Что делать?
Ключевым при проезде перекрестков, в том числе и с круговым движением, является п.10.1 ПДД, в котором в частности говорится, что водитель должен вести транспортное средство, учитывая интенсивность движения и дорожные условия.
Движение по перекрестку – это движение в потоке, то есть движение интенсивное. Наиболее безопасно двигаться со скоростью потока, когда количество маневров, как самого водителя, так и окружающих сводится к минимуму. И хотя опережения и перестроения на перекрестках, в том числе круговых, не запрещены, но чем их меньше, тем безопаснее.
При движении по перекресткам будьте очень аккуратны в отношении «автохамов», которые рушат поток агрессивным вождением. Не подражайте их поведению. И совершенно не важно, с какой по значению дороги они материализовались. Они пользуются тем, что наказания за нарушение п.10.1 ПДД нет, как, впрочем, и за любой другой вид агрессивной езды. Если очень хочется «устроить гонки», то делайте это хотя бы за перекрестком.
Движение в повороте или по кругу – это криволинейное движение, и данные дорожные условия не учитывать нельзя. Поворот руля приводит к перераспределению нагрузки между правым и левым передними колесами, а любое ускорение-торможение ведет и к перераспределению нагрузки между передней и задней осью. Автомобиль неустойчив, склонен к заносам и сносам.
Ваша задача на любом перекрестке – избежать создания «точек конфликта». А уж коли ваша траектория движения пересекает траекторию движения другого водителя, и вы просчитали, что имеете преимущество в силу въезда на перекресток по главной дороге или «помехи справа», то перед выполнением маневра убедитесь, что вам это преимущество предоставили. Лучше избежать ДТП, чем оказаться после него потерпевшим.
Так, где же заканчивается действие пункт 13.9 ПДД? Из буквального прочтения – на границе перекрестка. Но мое глубокое убеждение, правильнее в первую очередь ответить на вопрос, когда он заканчивает свое действие? Ответ: когда выехавший на перекресток автомобиль влился в поток, и надобность в определении приоритета отпала. Если водитель просчитал траекторию своего движения, и после въезда необходимости в маневрировании нет, либо его маневры никому не создают помех, то п.13.9 ПДД теряет смысл сразу.
Движение в потоке наиболее безопасно, на 100% соответствует ПДД, и интуитивно понятно каждому водителю.
Автор благодарит за конструктивную критику Лядецкую А, Гоголя А., Котова С., Краснова А.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.