Почему в России так много глупых ДТП? Почему дождь или снегопад – это всегда пробки из-за аварий? Разве осадки – это что-то необычное для России? Стоит условиям стать чуть-чуть нестандартными – шквал наездов сзади, сбоку, переворотов. Дождь, снег, гололед, облачность – нашим водителям все сгодится.
В Европе вы не увидите засилья «оленьих» ДТП, и это можно списать на мягкий климат. Но после Норвегии я подумал, что дело не только в этом – там-то дороги куда более скользкие, а аварий все равно не видно.
Я думаю, дело в подготовке водителей. Норвежская система близка к общеевропейской, и меня больше заинтересовала практика Швеции и особенно Финляндии: у этих стран они похожи, поэтому расскажу про финскую.
Стать водителем здесь легко и сложно одновременно. Легко, потому что вы можете попросить взрослого товарища (или папу) стать вашим инструктором и сесть за руль после первого теоретического занятия. Правда, вашему наставнику понадобится переоборудовать автомобиль и пройти специальный тест. Но если вы живете в глухой местности, это удобный вариант для постижения основ вождения.
То же самое можно сделать в автошколе с профессиональным инструктором (рекомендуемый вариант). Эта фаза называется базовой (Basic) и включает минимум 18 часов вождения и 19 теоретических занятий, после чего следует экзамен. На самом деле, базовая фаза редко длится менее трех месяцев, иногда – до полугода.
Что интересно, в Финляндии не обязательно начинать на автодроме: трогаться и тормозить учат в тихих местах, например на пустой парковке или заброшенной дороге. Помимо «живой» езды активно используется компьютерный симулятор, позволяющий, например, увернуться от виртуального лося.
По результатам сдается экзамен, напоминающий российский, однако минимальное время езды по городу – 30 минут, в течение которых инспектор проверяет навыки. Плюс теория и искусство парковки.
А вот важный момент: в упомянутые 18 часов входит практика езды по скользкой дороге: в зимнее время – лед, в летнее – искусственно увлажненное покрытие. Упражнения, например, такие: резкое торможение в пол на скорости 80-100 км/час и восстановление контроля над машиной (видимо, без ESP). Кроме того, лосиный тест, прохождение поворотов, торможение перед пешеходным переходом.
Кто-нибудь экстренно тормозил на гололеде со 100 км/час? Просто на интерес? Полагаю, фундаментальная разница между нашими и скандинавскими водителями не только в том, что у них более отработаны рефлексы. Просто они хотя бы представляют себе жизнь за гранью. Они знают, что происходит с машиной, если не вовремя или слишком резко дать по тормозам, они готовы к этому и осознают, почему таких ситуаций лучше избегать. А наши? Прошлым летом в пять утра выехал в сторону Уфы. Шквалистый ливень и предрассветный час, но половина машин едет этак 120, включая «Логаны» и «десятки».
Идем дальше. Если финн успешно сдает экзамен, он получает временные права сроком на два года. Он может ездить, но не может нарушать. Любой штраф, и действие времянки могут распространить на дополнительные два года. Пара нарушений – сразу лишение прав. Дальше альтернативы: отказаться от вождения или начинать все сначала. Права в Скандинавии дороги: в Норвегии курс обучения может потянуть на $5000.
Даже если водитель не нарушает, в течение двух первых лет он продолжает обучение, которое, в свою очередь, состоит из двух фаз: практической (Practical) и продвинутой (Advanced). Первая длится минимум три месяца, в течение которых водитель может ездить по своим нуждам, а попутно посещать курсы (теория+практика) и заниматься самоподготовкой.
Весьма грамотный подход. В автошколе многие правила абстрактны, скучны и излишни, но ситуация меняется, когда выезжаешь на дорогу. Помехи справа и требования п. 10.1 перестают казаться софистикой.
Между тем в России – резкий переход от теории к реалиям. Пока учишь правила, толком не ездишь. Когда ездишь, не учишь правила. Любой честный курсант автошколы знает ПДД значительно лучше, чем водитель с 2-3-летним стажем, не говоря уже про большие сроки – у «опытных» принято ездить по интуиции (что, в принципе, верно, но не отменяет знания правил).
Вернемся к финским курсантам. Успешно закончив практическую фазу, через несколько месяцев они переходят к продвинутой, продолжая ездить. Курс Advanced непродолжителен: четыре теоретических занятия, два практических на умение анализировать трафик и два тренинга на скользкой поверхности. Если в течение базовой фазы курсанта больше «пугали» внезапными маневрами, то теперь, доведя водительские навыки до автоматизма, он постигает азы контраварийной подготовки.
Отдельным пунктом в финских автошколах идет ночная езда: ей обучают во время базовой фазы или продвинутой, в зависимости от сезона. Ведь некоторые города Финляндии не видят ночи по полгода. Иногда автошколы используют компьютерные симуляторы.
В России, где межсезонные сумерки считаются одним из самых опасных времен года, езда при плохой видимости не отрабатывается вообще. Хотя по себе помню, что в первые месяцы любое изменение погоды или времени суток резко повышало нагрузку на нервную систему. Ночная езда требует иных ориентиров и другой тактики.
Шведские и норвежские тесты чуть отличаются от финских. Основное обучение происходит до получения прав, хотя испытательный срок в два года действует и в этих странах. Два штрафа – прощай права. В Швеции, кроме того, уделяют повышенное внимание элементарной теории, например проверке двигателя, салона машины и фар/фонарей перед началом езды. Ледяное вождение совмещено с преподаванием теории рисков, где водителям рассказывают о факторах, провоцирующих аварии (включая алкоголь и наркотики).
Вполне очевидно, что скандинавская система помогла бы и нашим водителям, ведь сейчас за рамками обучения остаются целые пласты знаний и навыков. Кроме того, строгий испытательный период – лучший способ сызмальства пристраститься к осмысленной езде.
Правда, чтобы система работала эффективно, нам придется преодолеть массу других проблем. В России мало инструкторов нужного уровня, мало подготовленных площадок, есть коррупционная составляющая. Кроме того, контроль за дорожным движением низок, тогда как финские «копы» славятся фанатичностью (некоторые штрафы зависят от уровня дохода, так что здесь обожают штрафовать дорогие машины и известных людей).
Но нет ничего невозможного. Не вижу больших проблем переоборудовать несколько заброшенных площадок в «ледодромы» с искусственным орошением на летний период, а в качестве инструкторов использовать огромную армию российских автогонщиков разного уровня. Как обычно, во весь рост встает призрак мздоимства и разгильдяйства, но это уже системная проблема, которую надо изживать во всех сферах.
Кстати, скандинавские страны входят в двадцатку государств с самым низким уровнем дорожной смертности на 1000 жителей. Конечно, помогают и более безопасные дороги плюс лютый контроль за безопасностью. Однако подготовка водителей помогает нивелировать фактор климата, ведь север Европы – снежный, скользкий, а в иное время года – сумеречный. Любимые факторы аварийности россиян.