Эксперты Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» в исследовании «Смертность в ДТП как критерий качества российского автопарка» пришли к выводу, что в случае сокращения автопарка отечественных автомобилей количество смертельных ДТП может сократиться.
Отмечается, что при всех усилиях, которые прикладывают к повышению дорожной безопасности городские власти и дорожные службы, количество смертей в ДТП снижается медленно. В 2004 году на дорогах России погибли более 34 тысяч человек. За прошедшее десятилетие показатель смертности снизился на 22 процента, однако эксперты МОЦ не склонны считать основной причиной именно улучшение дорожных условий или ужесточение административных мер. Сокращение смертности происходит в основном за счет роста легкового автопарка страны.
Специалисты отметили, что тенденция постепенной замены отечественных автомобилей на иномарки стабильна последние десять лет. Авторынок быстро прогрессирует: машины обрастают защитными механизмами и пятизвездочными рейтингами (EuroNCAP, Института дорожной безопасности (IIHS) и прочих), активная безопасность водителей и пассивная – пешеходов – позволяют предупредить смерти и смягчить травмы в отличие от неизменных конфигураций дорожных ям.
В итоге безопаснее оказываются не дороги, где ямы засыпают, а машины, способные по ним проехать и не вмять капот в багажник от встречи с бетонным блоком.
Между тем с сентября прошлого года в России начала действовать федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения. Программа рассчитана на семь лет. Главными ее целями остаются снижение смертности и травматизма.
«Общий объем финансирования составит 32 миллиарда рублей. За счет средств федерального бюджета – 17 миллиардов, бюджетов субъектов – 14 миллиардов, внебюджетные источники – один миллиард», – сообщил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.
При этом названная сумма финансирования новой ФЦП отличается от указанной распоряжением правительства осенью 2012 года. Согласно тому документу, общий объем средств должен был составить 99 млрд руб.
По статистике, уровень травматизма на дорогах в России в пять–восемь раз выше, чем за рубежом. В ДТП ежегодно гибнут и получают увечья более 280 тыс. человек, эта цифра соответствует населению небольшого города.