На дороге руководящими являются определенные принципы. Они известны водителям, но их выражение четкими и ясными словами вызывает сложности: «Понимать – понимаю, сказать не могу». Поговорим о самом главном.
Допустим, проснулись вы утром, а автомобилей нет. Совсем нет. И у соседа нет, и у начальника. Вообще нет ни у кого. Исчезли. Вчера были, а сегодня нет…
Что делать в этой ситуации простому человеку? Собирать все деньги и бежать в магазин покупать самое дешевое и калорийное питание. И как можно быстрее выбираться из города в деревню.
По железной дороге можно обеспечить перевозку большого количества продуктов. Но привезти продовольствие к самой железной дороге, а затем в городе от нее развезти, например на мукомольные комбинаты или в магазины, не получится. Можно вспомнить про лошадок. Но не справится лошадка с объемами перевозок – слишком много народа сейчас живет в городах. Да и где их взять в городе хотя бы с десяток, если их и в деревнях-то почти не осталось?
Без автомобиля неизбежно наступает страшный голод. Мы построили автомобильную цивилизацию. Без автомобиля мы существовать не можем.
Скорость подвоза сырья и вывоза готовой продукции играет немаловажную роль в производстве. Мы ездим на работу, в гости, по магазинам. Да мало ли почему, человеку требуется переместиться самому или переместить груз из одной точки в другую? Главное, что автомобиль минимизирует время, необходимое для перемещения. Причем происходит этот процесс оперативно: захотел, сел, поехал.
Автомобиль – источник повышенной опасности. Садясь за руль, каждый водитель отдает себе отчет, что автомобиль может выйти из его подчинения. Причин, приведших к ДТП, может быть тысячи. Человек ставится перед выбором: либо не ездить вообще, либо рисковать. В угоду развитию цивилизации мы предпочли рисковать. Можно назвать это осознанным риском. ДТП неизбежны в любых странах и на любых дорогах.
Все хотят доехать быстро – это логически вытекает из самой сути автомобиля. Если водителей много и каждый хочет доехать быстро, конфликт неизбежен. Если водитель утратил осознание риска, в конфликтной ситуации он становится крайне опасным. В первую очередь это происходит подсознательно из-за привыкания к постоянной угрозе, которая исходит от автомобиля.
На дороге существует единый дипломатический язык общения – ПДД. Правила позволяют разрешить конфликт, но в ущерб времени перемещения. Между предназначением автомобиля «доехать как можно быстрее» и характером ПДД «тормози для разрешения конфликта» – непреодолимое противоречие. Можно сказать глобально: это главное противоречие дорожного движения.
Самый наглядный, на мой взгляд, пример – это применение светофоров.
Нарушение ПДД позволяет двигаться быстрее. И именно здесь сокрыта главная причина нарушений, соответственно, и главная причина ДТП. Справедливости ради, более быстрое движение не всегда приводит к сокращению времени поездки. Тем более обидно попадать в ДТП из-за поспешности, у которой и смысла-то не было.
Кстати, сокращение времени поездки происходит за счет времени других водителей. Это главный источник агрессии между водителями.
Из всего вышесказанного основными для меня перед каждой поездкой являются два момента:
Осознание опасности, которую несет автомобиль, не должно притупляться.
Соблюдение ПДД увеличивает время поездки. Но между временем и безопасностью я выбираю безопасность.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.