Большинство из нас любят водить машину. Это кажется вполне естественным, но все-таки: в чем именно это удовольствие состоит? Почему любите водить машину вы?
В попытках классифицировать удовольствия от вождения я понял, что оно берет истоки в детстве.
Легкость перемещения
Все любят ездить на велосипеде, но большинство предпочитает катиться с горки, чем педалировать вверх по круче. Точно так же я не встречал горнолыжника, которому нравилось бы восходить на гору в обход подъемника. Кроме кучки заядлых атлетов из журнала Men’s Health, люди ленивы по природе.
Мопеды, электрокары и автомобили позволяют не зависеть от рельефа и встречного ветра, а потому вызывают у детей чувство сверхъестественной легкости перемещения.
Если в пылу дневных забот вы забыли об этом аспекте, попробуйте разок не доехать, а добежать до работы. Город неожиданно превратится в гигантский дурнопахнущий мегаполис.
Эстетика сложного механизма
Сам я с детства имел особую приязнь к автомобилям как объектам технического творчества. Это сложно описать словами, но чувство сродни влюбленности. Когда я видел хитрогнутые патрубки и ребра охлаждения, клапанные крышки и замасленные картеры, в них была какая-то особая поэзия, вербализуемая непонятными словами вроде «фильтр», «жиклер» и совсем уж нецензурным ШРУС. Видишь машину и ощущаешь особые флюиды, словно в ней все так же ладно, так же гармонично, как в арабском скакуне. С одной позитивной разницей – не гадит под ноги.
Укрощение монстра
Перечисленное выше – это так, первые поцелуйчики. Настоящий автомобилизм начинается с первого опыта, обычно на коленях у дедушки или папы. Ощущение того, что огромный, тяжелый и, будем честны, воняющий бензином монстр едет почти точно по гаражному переулку, приводит тебя в экстаз и заставляет хотеть еще. Потом ты учишься трогаться и переключать передачи, даже тормозить и выполнять какие-то хитрые «змейки». Наконец, овладеваешь искусством парковки задним ходом.
И это ощущение остается с тобой навсегда, просто «змейки» становятся сложнее. Овладение машиной – один из источников водительского наслаждения. Вот почему некоторые так любят автомобили с огоньком, бросающие вызов водителю и его страховой компании.
С годами ты все лучше понимаешь машину, и машины становятся все лучше, и, наверное, где-то там наступает автомобильный катарсис, когда человек и машина сливаются в один мехатронный организм. Главное слиться грамотно, чтобы для разделения не пришлось прибегать к силам МЧС.
Скорость как наркотик
Нам нравятся перегрузки. Они нас веселят. Это проявляется еще в детстве, когда ребенок просит папу покидать его в воздух, покачать на качелях или соорудить тарзанку из маминых бус.
Автомобиль – это нескончаемый источник перегрузок, и если у тебя мощная машина (а для начала и ВАЗик – дрэгстер), ты беспрестанно теребишь педальку газа, чтобы ощутить это приятное вжатие в сиденье.
Нам также нравится скорость: когда скатываешься на велосипеде с крутой горы, в ушах свистит ветер, а задница панически сжимает сидушку. На автомобиле эффект еще сильнее, особенно под удачную музыку: вот так ты начинаешь летать не во сне.
Правда, эффект американских горок быстро ослабевает, и зависимые люди оказываются в положении наркоманов: они вынуждены тратить состояния на лошадиные дозы лошадиных сил, а между тем результат становится все менее заметным. Они садятся на мотоцикл, встают на водные лыжи, прыгают с парашютом, без парашюта и так далее. Но это уже другая тема.
Просто понты
Нельзя игнорировать, что сам факт нахождения в личном автомобиле приятен своей значимостью. Трудно забыть эйфорию от покупки первой машины, которая пускает тебя в мир бензоколонок, инспекторов ГИБДД и техосмотров. Ты становишься на пару сантиметров выше. Главное, чтобы эта фаза не растянулась на всю жизнь.
Свобода
Всю жизнь человек стремится к свободе. Он хочет вырасти, заработать денег, стать начальником, и все это ради того, чтобы обрести беззаботность туземца при возможностях цивилизованного человека. Автомобиль является неотъемлемой частью этой мечты, ведь он позволяет ткнуть место на карте и оказаться там в разумный срок. Конечно, бег позволяет то же самое, но не все хотят быть Форрестами Гампами.
А почему любите вождение вы?