Вот представьте: едем на тест-драйв на 2-3 машинах. В одной, допустим, мы с Андреем Винниковым, в другой – менеджеры по продажам. Поменялись машинами, поехали, а вторая машина мешкает. Почему? Я уж не удивляюсь причине.
Вместо того, чтобы пристегнуться по уму, наши коллеги заморачиваются пропустить ремень безопасности позади кресла, чтобы не пристегиваться и не слушать сигнал напоминания. Причем при следующей смене машины они снова проделают то же самое.
Меня просто клинит от таких вещей. То ли китч такой – дескать, неуязвимый я. То ли человек из секты непристегнутых, которым религия в случае ДТП велит вылетать в окно головой вперед. Ага, на «Ладах» с их сопливыми стеклами это иногда работало, а у иномарки лобовые вклеены так, что, скорее, шея расслоится, чем стекло вылетит.
А есть еще одна фишка – скоростные подвиги. Стоит заговорить о новой машине, найдется тот, кто авторитетно расскажет, как она едет на 160 км/час. Не так давно пара молодых и отчаянных на огромной скорости влетела в грузовик, который выехал под них со второстепенки. Ехали хорошо за сотню. Оба попали в реанимацию, а их знакомые сильно недоумевали, почему у кого-то (у меня например) есть сомнения в виновности водителя грузовика. Да он просто не ожидал, что маленькая машина может двигаться со скоростью, на которой лайнеры уходят на взлет. Я не знаю, к чему в итоге пришли многочисленных суды, но по совести – обоюдка.
Россияне – молодая автомобильная нация, и, как свойственно подростку, мысли о безопасности пока не в приоритете. Так, при выборе автомобиля иерархия критериев следующая: цена, имидж/репутация, дизайн, практичность, комфорт, ходовые качества, стоимость эксплуатации, безопасность (это по моим наблюдениям). Оно и понятно: мощный мотор или боевую внешность можно оценить сразу, можно удивить друзей, можно выгодно перепродать. А безопасность – это буквенно-цифровая абстракция на случай, о котором и думать не хочется.
Такие же приоритеты при выборе стиля вождения: быстро – круто, дерзко – круто, медленно и по правилам – не круто.
Ошибки молодости? Да, наверное. Пока ездил на «Ладе», тоже не пристегивался. Не знаю, почему, – тогда это казалось лишним, и машина не располагала к сохранению генофонда. В «Ладе» ремень не спасет, думал я. Теперь привычка пристегиваться въелась так, что ищу ремень даже в кинотеатре.
Некоторые не вполне понимают моего маниакального внимания к теме безопасности, но несколько лет я писал «Сводки ГИБДД», и, знаете, пробрало. Приходишь в понедельник на работу и точно знаешь, что в прошедшие выходные кто-то разбился. Разбился на той дороге, по которой ты вчера ехал чуть в другое время. Стопроцентно. Кто-то стал жертвой собственного малоумия, а кто-то – чужого. Но то, что жертвы были, – это к гадалке не ходи. И так изо дня в день с методичностью конвейера. Пообсуждали очередной замес три дня и забыли. До нового замеса.
А еще сильнее впечатлил меня пост некого врача (к сожалению, не знаю имени). Оригинал, видимо, опубликован здесь, хотя не берусь утверждать, что это первоисточник. Приведу лишь фрагмент, захотите – прочитаете остальное.
«Повторюсь, для тех, чьи травмы оказались совместимы с жизнью, кого успели вытащить из холодных объятий костлявой, на этом этапе все только начинается. И, к сожалению, спустя какое-то время сами больные, их родственники и даже врачи ловят себя на мысли: а, может быть, лучше было бы тогда… сразу…
Шок – штука страшная. Не мое это дело, рассказывать нюансы патогенеза шока, да и мало что поймут те, кому повезло в жизни избрать стезю более благодарную, нежели медицина. Просто поверьте. Экстренно оперированный пациент с множественной травмой – это смертельно больной человек, которого с колес распахали широким разрезом, которому отрезали кровоточащую селезенку, долго и мучительно зашивали разорванную печень, выдирали из забрюшинного пространства размозженную почку, ушивали мочевой пузырь, пилили череп, засовывали силиконовые дренажи в грудную клетку, сверлили кости, ампутировали раздавленные конечности и резецировали участки рваного кишечника. И это все в той или иной комбинации в условиях низкого давления, большой кровопотери, ишемизированных органов.
Все достижения фарминдустрии, медицинской техники, развитой системы донорства не помогут избежать превращения еще недавно здорового человека в дурнопахнущую развалину за очень короткий срок. Развалину, у которой гниют легкие на аппарате искусственной вентиляции, которой каждый день выстригают куски мертвого тела со спины, у которой течет моча из искусственного свища, которую колошматит лихорадка… У постели которой сидят мамы, жены, дети… В надежде, что тело откроет глаза, и наконец-то висящие плетями руки начнут двигаться.
Вам снова страшно? Да, пожалуй, пора. Но гораздо страшнее видеть то, во что превращается жизнь человека, перенесшего тяжелое «авто» (автокатастрофу. – Прим. ред.). Собственно, жизнь заканчивается, а начинается бесконечное мытарство на костылях, с мочеприемниками, выведенными наружу кишками, бесконечными головными болями, спайками брюшной полости, «невесть откуда» возникшими гепатитами В, С… Работа, институт? Забудьте. Беременность? Вряд ли. Спорт? Удел упорных счастливчиков – параолимпийские игры. Человек прошел через ад, но стал обузой себе, родным, близким и друзьям. Скажите мне честно, стоят ли секундное невнимание, злонамеренное пренебрежение правилами или дешевые понты того, о чем я пишу? Стоят ли они той боли, отчаяния, горя и слез, на которые мы обрекаем, в лучшем случае, себя, а в худшем – ни в чем не повинных людей? Просто на секунду, на мгновение вспомните то, о чем я писала, когда возникнет желание полихачить. Быть может, мы спасем чьи-то жизни и судьбы?»
И я очень рад, что европейцы и американцы запустили этот тренд – повышение безопасности. Да, он стоит нам немалых денег, и если бы не пять звезд EuroNCAP, машины были бы дешевле процентов на 20-30. Но даже эти 100, 200, 500 тысяч не кажутся большой переплатой тому, кто сидит в инвалидном кресле с трубочками по всему телу без шансов вернуться обратно в нормальную жизнь. Отмотай время назад: предпочел бы он стильный дизайн или мощный мотор лишней подушке? Согласился бы он пристегнуться? Он все еще считает езду на высокой скорости атрибутом успешной жизни?
Поэтому мысли такие:
Если позволяют деньги – выбираем машину с хорошим рейтингом EuroNCAP, фронтальными и боковыми подушками, ESP. Но никогда не уповаем на них, как на панацею: люди гибнут в машинах любой марки.
Используем преимущества всех систем: регулируем ремни и подголовники под себя, пристегиваемся, правильно крепим детское кресло, не возим тяжестей в салоне (надо объяснять почему?). Плюс используем хорошие шины и не забываем про техническое состояние авто.
При езде оставляем большой запас на ошибку, свою и чужую. Подчеркну: большой запас. Любите ездить на грани – вам в автоспорт (если возьмут).
Приучаем себя к мысли в критической ситуации стремиться к минимизации потерь, а не избеганию ДТП любой ценой. Иногда лучше ткнуться в машину, выехавшую со второстепенки, чем устроить завал на встречке, уворачиваясь.
Постоянно фиксируем собственные ошибки, даже если о них лишь шепчет лампочка ESP. Мотаем на ус каждый день.
Развиваем чуйку.