Мы активно боремся с пьяными за рулем и осуждаем женщин за нелепые ошибки, но почему игнорируется другая проблема? Когда я вижу странную машину, которая трогается невпопад, поздно тормозит или движется по траектории сперматозоида и с той же скоростью (миллиметр в секунду по левому ряду), моя первая мысль не про пьяных или женщин. В девяти случаях из десяти водитель говорит по сотовому. Бесполезно смотреть с укоризной и даже сигналить – он не заметит. Он далеко, в своем GSM-мире, а машину ведет его туловище, оставшееся временно без присмотра
Виноваты, конечно, «автоматы». Поворотник – штука, по мнению многих, необязательная, а теперь еще правая рука свободна от рычага... Вот только правая половина мозга так усиленно размышляет о том, подпишет ли Иван Васильевич акт до 1 сентября, где застрял банковский перевод, куда делись кирпичи с дачи и кто должен забрать ребенка, что свободных ресурсов остается только на то, чтобы удивленно поднять брови, если кто-то выдернет из телефонной комы резким сигналом. Да и брови-то поднимаются в режиме super slow motion. «Что-о-о-у-у?»
Спросите любого водителя, практикующего ухорукое вождение: влияет ли разговор на его руление. И он вам ответит: «Нет». Он поклянется всем святым: он ездит, как бог, хоть с телефоном, хоть с бензопилой.
Так и сумасшедший никогда не признается в свое недуге! Ему изнутри не видно.
Да ладно, чего я взъелся. Я сам, бывает, отвечаю на сотовый за рулем, хотя на машине с механикой это вообще противопоказано. Впрочем, с этим недугом я усиленно борюсь: отвечаю только на особенно важные звонки и кратко. Хотя и это плохо. Телефон за рулем, как телепорт: вроде был там, а уже здесь. Через время и пространство.
Об истинных масштабах проблемы ничего не известно. Может быть, я занимаюсь спекуляциями, не знаю. ГИБДД устранилась от ловли ухоруких. В качестве причин ДТП разговор по телефону не фигурирует никогда, хотя подозреваю, что таких случаев пруд пруди. Но кто сознается-то?
В Англии полиция планирует изымать сотовые телефоны после аварий для проверки, не говорил ли водитель по телефону. В Европе с общением за рулем вообще строго: разговор по сотовому грозит нормальным штрафом и баллами, а за SMS в иных странах предусмотрено заключение.
У телефонных маниаков есть стандартное возражение: дескать, ты же можешь ехать и говорить с пассажиркой. Или слушать музыку. Или составлять в уме бизнес-план. Курить, наконец. Это не запрещено и не отвлекает, ведь так? И если машина с автоматом, в чем проблема поговорить по телефону?
Проблема не в руке – проблема в голове. Разговор лично и по телефону – это две большие разницы. Пассажир никуда не денется, с ним не нужно быть кратким, да и разговоры редко носят проблемный характер. О чем мы говорим с пассажирами? О том, о сем. Лето дрянь, дороги дрянь, Обама... да тоже не очень. Прописные истины. Ничего такого, чего наш организм не мог бы провозглашать без нашего участия.
Другое дело телефон. Абонент, зараза, по простым поводам беспокоить не будет. Не отвлекаю? Я быстро... Короче... В общем дело такое... И далее вопрос из серии, какие любит задавать мой сын: «А че хижина это маленький дом?» Во взрослой интерпретации: «Вспомни, куда делись документы на квартиру. Ну такая бумажечка... Ну там печать еще... Красненькая... Ну как не помнишь? Сам же убирал...» Или так: «А каким числом мы закрыли ИП Натаняна? Да не Галустяна – Вартаняна... То есть Натаняна... Ну мне прямо сейчас нужно...».
Ты не видишь собеседника, ты не видишь дороги. Перед глазами маячит только призрак исчезнувшей бумажки и могучий ИП Натанян.
Собственно, проблемы создают даже не те, кто отвечает: «Занят. Перезвоню». Есть и любители неспешных бесед. Не далее как сегодня стою в левом ряду, и вдруг сбоку выворачивает такая говорящая ладонь, щедро захватывая встречку, потому что выворота руки не хватило для поворота. Плюс характерный наклон головы и взгляд – не водитель, а ястреб в пике.
В обозначенной теме есть еще группа риска, выражаемая триединой формулой: женщина-кроссовер-телефон. Такое впечатление, что иным дамам телефон к уху приклеивают герметиком прямо в автосалоне при покупке машины с автоматом. И с мамой покалякать, и насчет садика порешать... Рецепт борьбы один – вернуть регулировку угла зажигания, как в машинах 1905 года. Раз женщина деловая – пусть займется делом.
Bluetooth с функцией громкой связи тоже не очень спасает – мозг-то все равно занят. А если в машине пассажиры, еще боишься, как бы абонент не ляпнул что-нибудь про Натаняна, когда тот сидит рядом. И предупредить как-то неловко. Скажешь: «Вася, рядом Натанян, повторяю, На-та-нян, прием, как слышишь?», и тут Натанян задумается: к чему такая секретность. Щекотливая, в общем, система, Bluetooth ваш.
И система hands-free не прижилась. Я как-то подарил деловому парню такую штуку, но он ей не пользуется. Не знаю, почему. Телефон у него звонит чаще, чем я дышу. Но ходить с имплантом на ухе не модно. Я бы и сам не стал. Знаю только одного директора автоцентра, кто любит пижонить со слуховым аппаратом, но ему идет – он гаджетоман.
Наверное, единственное место, где телефон за рулем более-менее оправдан, – это пробки. Но ведь пробка заканчивается, а привычка болтать остается.
Лично я против говорливости за рулем. Важный звонок – скажи: «Перезвоню», остановись и перезвони. Неважный – перезвони потом. Или вообще забудь. Приспичит – сами наберут, не маленькие.
Большие асы, конечно, заявят, что могут ездить и без правой руки, и без левой, да и мозг, если разобраться, не так уж нужен, но я останусь при своих. Может, им за разговорами не заметно, но ездят они порой хуже учебных машин. Те хотя бы обозначены.