Зомбирование населения – один из признаков нашего времени. Целые страны готовы скакать по приказу из телевизора.
Не минула чаша сия и россиян.
Попробуйте завести с кем-нибудь разговор о пьянстве за рулем. Все против! А потом попробуйте спросить о научных данных по воздействию алкоголя на водителей. Толкового ответа вам никто не даст.
Открою страшную тайну. За все время, прошедшее с момента изобретения автомобиля, в мире существует всего одно объективное исследование влияния алкоголя на управление транспортным средством. Именно в нем проведена грань, перейдя которую, вероятность попадания в ДТП после употребления алкоголя резко возрастает – 0,8 г/л алкоголя в крови.
Все остальные исследования – субъективные домыслы, часть которых не выдерживает критики. В лучшем случае берется тренажер, водитель принимает дозу алкоголя, а дальше все смотрят, как на имитаторе водитель пытается выкрутиться из неприятных ситуаций и попадает в виртуальное ДТП. Затем врач делает выводы.
Меня лично такая методика настораживает. Ведь для получения объективных результатов уровень вождения нужно оценить до принятия алкоголя, причем, исключая погрешность, а затем после принятия алкоголя, и также исключая погрешности. Загнать на тренажере любого водителя с любым уровнем мастерства, трезвых или пьяных в аварийную ситуацию – элементарно.
В реальных условиях исследования не проводились никогда.
Если не определять содержания алкоголя в организме, то одного и того же водителя чисто по внешним признакам одни врачи признают пьяным, другие – трезвым. Оценка делается исключительно субъективно. Например, у одного из водителей после микроинсульта здоровье восстановилось полностью, за одним маленьким исключением: язык немного плохо ворочался. Каждая встреча с инспекторами заканчивалась поездкой на медицинское освидетельствование. Если бы не показания приборов, его бы давно лишили прав.
А теперь попробуйте честно ответить на вопрос: через какое время вы позволяете себе сесть за руль после возлияний? Сутки, двое, трое? Так вот в тканях человека следы алкоголя можно найти в течение 7 суток. В клетках мозга подобные следы сохраняются в течение 20 дней.
Таким образом, существует две крайности:
0,8 г/л;
20 дней после выпивки не садиться за руль.
Вот мы и пришли к выводу, что объективная и разумная грань, между «трезвым» и «пьяным» водителем должна существовать. Любые субъективные оценки должны быть исключены. Но этой грани нет. Потому что появление такой нормы было воспринято людьми, вещающими из телевизора как разрешение выпить. У нас даже президент на эту удочку СМИ попался. (Читайте со слов: «И ещё немного о здоровье…»)
Хотите проверить, зомби вы или нет? Тогда ответьте себе на вопрос, говорили вы по телефону за рулем?
Вероятность попасть в ДТП при уровне алкоголя 0,7-0,8 г/л в два раза выше, чем у трезвых водителей. А разговор по телефону увеличивает вероятность ДТП в четыре раза. Во время звонка человек переключает внимание на тему разговора. И если она очень важная, то и по окончании звонка он надолго отключается от восприятия дорожной обстановки.
Если вы говорили хоть раз по телефону во время движения, а тем более делаете это регулярно, то вы – опаснее алкаша. И прощаете себе свои выходки только потому, что в телевизоре разговоры по телефону не вызывают осуждения, аналогичного опьянению за рулем. И не надо ссылаться на ПДД, которые разрешают разговаривать по телефону. Руководство ГАИ сейчас больше озабочено надуманной проблемой автошкол, не то чтобы промывая, а усиленно полоская мозги россиянам на эту тему каждый божий день.
Попробуйте сказать кому-либо, что учебный процесс в автошколах ничем не отличается от обучения в вузах, техникумах или обычных школах. Да вас заплюют, доказывая, что, если вчерашний ученик автошколы не обладает навыками Шумахера, то в автошколах учат плохо! Это от вчерашних студентов способностей Ньютона или Эйнштейна никто не требует. А дорога ошибок не прощает, ПДД написаны кровью.
Откуда это известно? Из телевизора!
Телевизор стал истиной последней инстанции. Правду по нему говорят или нет – обывателю без разницы. Смотрю на текст ПДД, скаченный с «Консультанта». Никаких следов крови не наблюдаю. Да и 97% аварийных ситуаций на дороге заканчиваются благополучно.
Главная цель любого обучения – не знания. Книга – источник знаний. Хотите получить знания – больше читайте. Задача учителя – выработка образа мышления у ученика. Закладывая в голову воспитанника понятия того или иного раздела знаний, учитель затем учит оперировать этими понятиями. Только тогда мы получаем мыслящего человека, готового к самостоятельным решениям. Потому связка учитель-ученик была всегда самым важным элементом обучения.
Преподавание теории в автошколе в этом плане ничем не отчается от преподавания в школе, техникуме или вузе.
Теория в автошколе, как и в любом другом учебном заведении, соединяется с практикой. Задача инструктора – спроецировать теоретические знания ученика на реальную обстановку, научить его действовать в той или иной ситуации не инстинктами, а разумом, закрепить образ мышления, который дает теория, в навыках управления. Вот тогда и получается думающий водитель.
В принципе, на этом задача автошкол исчерпывается. И в недалеком прошлом никто претензий к автошколам не предъявлял. Получив водительское удостоверение, водитель совершенствовал свои навыки уже в реальных условиях. Потому что у руководства ГАИ были другие люди, которые понимали, что между 32 часами вождения в автошколе и 30-40 тыс. километров, после которых приходит не только автоматизм в управлении, а и мастерство, – пропасть.
Нынешняя ситуация на дорогах предъявляет к вчерашнему выпускнику повышенные требования. И дело здесь не только в том, что повысилась интенсивность движения. После окончания автошколы водитель может совершенствовать навыки либо на дорогах, где мало автомобилей, либо выбирать время, когда на дорогах спокойное движение.
Дело в другом. У головы с погонами, вещающей с экрана о плохом обучении в автошколах, свои меркантильные интересы. Вместо того, чтобы убеждать водительское сообщество в терпимом отношении к начинающим водителям, что однозначно приведет к снижению количества ДТП с новичками, чиновники запугивают общество, что выпускники автошкол ездить не умеют, потому что автошколы – сосредоточение вселенского зла.
Обратите внимание на логику: в автошколах учат плохо, потому что 80% ДТП происходят по вине водителей. То, что чаще всего ДТП происходят по вине начинающих, – откровенное вранье. Из 180 тыс. ДТП с пострадавшими в 2013 году по вине новичков произошло 27 тыс., или 15%. Остальные ДТП – на совести «опытных» водителей. Да и 15% цифра весьма условная, ведь, например, в четверти случаев авариям сопутствовало плохое состояние дорог.
Ужасны последствия такого упрощенного подхода властей. Народ убедили, что новичок на дороге – изгой, и водители на дороге, не задумываясь, издеваются над новичками, даже не понимая, что они творят. Про хамов вообще говорить нечего – помотать нервы новичку для них уже как обязанность.
Про месячники безопасности пешеходов, школьников слышали все. А кто из вас слышал про акции типа «Помоги новичку»? Все, на что хватило ума у Министерства образования с подачи руководства ГАИ – это поднять количество часов вождения в автошколе с 32 до 56 часов. Теперь все выпускники с ноября 2014 года – Шумахеры.
Отсюда вопрос: вам-то зачем повторять бред, который льется с экранов? Вы родились с рулем в руках? Вы научились ездить раньше, чем научились ходить или читать? Вы не были новичками?
То, что вчерашние выпускники не обладают достаточным опытом и навыками после окончания любого учебного заведения, – тривиально.
Все первый раз брали в руки букварь, учились читать. Все первый раз садились за руль, учились управлять. Вам ошибки прощали, а у вас-то откуда столько злобы?
Увидели новичка – притормозите, пропустите, пожелайте доброго пути.
И даже если на заднем стекле нет черного восклицательного знака в желтом квадрате, а водитель допустил ошибку, простите и отпустите. Скорей всего, это водитель-трехлеток, который достигнутый автоматизм в своих действиях воспринял как мастерство. В принципе – тот же новичок. Он уже понял свою ошибку, не надо его «учить».
И перестаньте верить телевизору. Читайте, думайте, вспомните, что вы – человек, а не робот, и не попугай, повторяющий чужие мысли. Вы – личность! Иначе есть опасность, что рано или поздно вы начнете скакать по приказу из телевизора.
NB. Не только телевизор зомбирует население. Но и «голоса из космоса» – навигаторы.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.