Они словно спохватились: после провальных продаж начала года все больше автопроизводителей сообщают о скидках и специальных ценах. Что это – позитивный тренд или агония рынка?
Что почем
Так, Daewoo умерила аппетиты в отношении всех моделей, и Matiz подешевел с постновогодних 396 тысяч до 299 тысяч в базовой комплектации. Renault Duster стал доступнее в среднем на 25 тысяч рублей и теперь стоит от 584 тысячи, хотя в конце января цена поднималась до 609 тысяч.
Peugeot предложила дисконт на ряд моделей в размере 200 тысяч. Suzuki объявила о скидках, достигающих 30% прайсовой стоимости. В частности, кроссовер SX4 в топовой комплектации подешевел с 1,635 млн до 1,145 млн, что близко к уровню цен 2014 года. Citroen распродает C4 Sedan прошлого года со скидкой 80 тысяч рублей, к которой добавляется бонус в 110 тысяч по программе утилизации, а на машины 2015 года выпуска цена снижена на 20 тысяч. Скорректировал ряд ценников и Ford, в частности, скидка на EcoSport достигает 134 тысяч рублей, на Focus – 155 тысяч, на Kuga – 105 тысяч, не считая бонусов за трейд-ин и утилизацию.
Аутсайдеры февраля
Однако говорить о возникновении позитивного тренда пока нельзя. Как минимум бросается в глаза тот факт, что особенно рьяно в марте снижали цены компании, чьи продажи обрушились в феврале 2015 года сильнее всего. Так, по данным комитета АЕБ, интерес к Daewoo снизился на 64%, Ford потерял 78%, Suzuki – 76%, Citroen и Peugeot – 83% и 84% соответственно. Renault Duster в феврале продавался в два с лишним раза хуже, чем год назад.
Таким образом, цену откорректировали именно те, кто потерял долю рынка. Некоторым исключением из правила остается Chevrolet и Opel (-74% и -86%), которые пока не сообщают о корректировке цен. Возможно, это связано с остановкой завода GM под Питером до конца майских праздников, после чего компания сориентируется в ситуации и выставит новые прайс-листы. Напомним, что в начале года базовый Chevrolet Cruze стоил от 913 тысяч рублей.
Добавлено 19.03.2015: после выхода статьи стало известно, что компании Opel и Chevrolet прекращают деятельность в России.
В феврале падение автомобильного рынка составило 38%, что соответствует уровню худших месяцев кризиса 2008 года. Большинство игроков первой десятки потеряли 40-50% продаж. Исключением являются АВТОВАЗ (-23%), а также KIA и Hyundai (-6% и -5%), а также марка Skoda (-12%). Существенно хуже среднего выступили Chevrolet, Daewoo, Ford, Opel, Ssang Yong, Suzuki, Citroen, Peugeot, Honda, Jeep, Cadillac, а также ряд китайских брендов. Между тем многие премиальные марки не только увеличили долю рынка, но и сумели нарастить продажи. В частности, это удалось Mercedes-Benz, BMW, Lexus и Porsche.
Изменение цен на некоторые модели в январе–марте 2015 года
* в ряде случаев действуют скидки, уточняйте информацию у дилеров
Поисковое ценообразование
Снижение цены некоторыми производителями связано не столько с улучшением экономической обстановки, сколько с неопределенностью новогоднего периода. Тогда при формировании прайсов 2015 года многие компании играли в «угадайку», составляя прайс-листы на основе некого вероятного курса валют.
Стратегий было несколько. Кто-то пошел консервативным путем, повышая цены осторожно и мелкими порциями. Например, KIA и Hyundai сумели существенно увеличить долю рынка за счет поддержания цен на ходовые модели.
Другие же сыграли на опережение и установили стоимость, которая компенсировала почти двукратное обесценивание рубля в длительной перспективе. В результате прайс-листы получались совершенно несуразными, продажи останавливались, и компании были вынуждены делать откат назад к некому промежуточному варианту.
Собственно, Matiz по цене «от 400 тысяч» был равносилен прекращению продаж в России, поэтому он был в числе первых кандидатов на коррекцию. Если бы, например, доллар продолжил дорожать предновогодними темпами, то, наоборот, компания Daewoo оказалась бы в числе наиболее прозорливых и остальные подтягивались под этот уровень цен. Но пока доллар относительно стабилен, компании занялись «тонкими настройками».
Peugeot – из той же серии. Скажем, новый 308 в базовой комплектации с двумя подушками, кондиционером и 115-сильным мотором стоит без учета скидок от 1,109 млн рублей. Очередь желающих.
Renault откатила цену Duster, но даже в этом случае он примерно на 100 тысяч рублей дороже, чем год назад.
Таким образом, удешевление отдельных моделей – это не тенденция рынка, а лишь частные инициативы тех, кто перестарался или нашел резервы для сдерживания «инфляции». В любом случае, даже скорректированные цены выше прошлогодних и существенно.
Свет в конце тоннеля
Некоторая стабилизация курсов валют не меняет картины в целом: курс доллара по-прежнему на 80% выше летнего минимума. И те, кто не «грубил» с ценой в начале года, постепенно повышают ее до безубыточного уровня. Так, Chevy Niva подорожала в третий раз с начала года, а суммарная наценка составила 50 тысяч рублей. Аналогичным образом на 47 тысяч рублей возросла цена Datsun on-Do. Несколько раз переписывал ценники и АВТОВАЗ.
Есть впечатление, что текущие цены на авто, столь пугающие, еще не достигли уровня, который бы компенсировал автопроизводителям потери из-за обесценивания рубля. Поэтому в ближайшие месяцы прайсовая нестабильность сохранится: те, кто перестарался, будут постепенно снижать цену, а те, кто осторожничал в начале года – подтягивать ее под среднерыночный уровень. Ясно одно: цен 2014 года в обозримой перспективе не будет.
При этом нельзя зацикливаться на курсах валют. Очень скоро на себестоимости машин начнет сказываться и общая инфляция, касающаяся в том числе российских компонентов и материалов. Так, с декабря по февраль цена горячекатанного стального листа увеличилась на 11-12%, холоднокатанного – на 17-20%. В ряде случаев прокат подорожал на 30%. Для автопрома эта тенденция весьма болезненна, тем более, одним из основных пунктов локализации в последнее время был именно переход на российскую сталь.
Дорожают не только автомобили, но и сопутствующие услуги. Весной нас ждет очередной рост тарифов ОСАГО, чему способствуют три фактора: общая инфляция, увеличение лимита выплат за ущерб здоровью (со 160 до 500 тысяч рублей), а также кампания страховщиков против потребительских экстремистов и «невыгодных» водителей, которые снижают прибыльность ОСАГО. По оценкам, рост тарифов составит 30-60%. Напомним, что прошедшей осенью ОСАГО уже подорожало почти на треть, при этом вырос и лимит выплат за материальный ущерб – со 120 до 400 тысяч рублей.
Возлюби АВТОВАЗ, как «Тойоту»
Позитивных симптомов на рынке пока нет. Программа утилизации практически потеряла смысл, поскольку наценка на иномарки существенно выше бонуса за утилизацию. Вероятность снижения курса валют – тема спекулятивная, но вряд ли стоит рассчитывать всерьез. Может быть, постепенно банки удешевят кредиты: так, недавно скорректировали ключевую ставку, а с апреля, возможно, заработает программа льготного кредитования. Но даже если так, много ли желающих вешать кредитное ярмо при нынешних ценах?
Злорадство в адрес производителей, теряющих объемы продаж, тоже неуместно. В данном случае, повышение цен обусловлено не столько жадностью, сколько объективными экономическими факторами, и от драконовских курсов валют страдают все: и клиенты, и производители, и дилеры. Так, с середины прошлого года регулярно встают на вынужденную паузу автосборочные предприятия России, что наносит ущерб не только собственникам и рабочему классу, но и экономике страны.
На ближайшую перспективу наибольшим потенциалом обладает продукция АВТОВАЗа во всех ее проявлениях – от «Логана» до «Весты». Автомобили с высокой степенью локализации тоже дорожают, но не так интенсивно, как чистопородные иномарки, поэтому по итогам февраля АВТОВАЗу впервые за долгое время удалось увеличить рыночную долю. В остальном нам стоит привыкать к новым ценам и смиренно ждать, когда зарплаты догонят их гормональный рост.
В длительной перспективе кризис дает неплохой толчок автопрому – растет мотивация локализовать автомобили. Так, если в первые годы промсборки многие выполняли эти требования для галочки – возить импорт было выгоднее – то теперь выиграет тот, кто сумеет лучше подстроиться под производственную конъюнктуру и вкусы россиян.
Однако и переоценивать чудодейственную силу обрусевших производств не стоит. Так, по признанию вазовцев, даже локализация Datsun mi-Do, созданного на базе Lada Kalina, в стоимостном выражении составляет лишь 50%. Сегодня исконно российские модели, вроде Lada Granta и UAZ Patriot, не обходятся без импортных компонентов, заменить которые российскими в обозримой перспективе невозможно. А это значит, что как минимум несколько лет мы будем с тревогой следить за курсом рубля и ощущать на себе каждое его колебание.
Результаты опроса
Фото: Фото производителей