ПДД основаны на обычной человеческой логике. Например, согласно п. 8.1 ПДД водитель, выполняющий маневр, обязан уступить дорогу всем, чью траекторию движения он пересекает – как транспорту, так и пешеходам. Почему?
Когда автомобиль движется, то другие участники движения могут спрогнозировать его перемещение. Действия водителя, который только собирается выполнить маневр, например начать движение, предсказать невозможно. Конечно, он предупреждает других водителей о своем желании включением указателей поворотов, но момент, когда автомобиль начнет маневрировать, для окружающих – загадка.
Да и сам маневр может выполняться по-разному. Например, водитель может лихо сорваться с места, может плавно тронуться. И его поведение – тоже загадка для окружающих. Логично, что он сначала обязан уступить дорогу (не создавать помех) окружающим, а лишь затем начать движение.
Первая задача преподавателя в автошколе – довести до сознания кандидатов в водители ту логику, которая скрывается за тем или иным пунктом ПДД. Тогда и экзамены водители сдают проще, и впоследствии ездить им легче.
Увы, но знание и понимание этой логики может сыграть злую шутку с водителями.
Дело в том, что глобальное большинство водителей, уловив логику ПДД и предпочитая перестраховываться, ведут себя на дороге смирно и аккуратно. Ничего плохого в этом, с одной стороны, нет. Но с другой стороны, интуитивно чувствуя, как необходимо поступать в той или иной ситуации, водители даже не вспоминают, что их поведение в данный момент регулируется каким-то пунктом из ПДД. А забывать о них нельзя.
Дальше – больше. Следовать логике ПДД удобнее и проще, когда водителя окружают равные ему. Влившись в поток, водитель послушно останавливается вместе с потоком на перекрестке или пешеходном переходе, вместе с потоком водитель объезжает препятствия и т.д., и т.п. И такое поведение можно только приветствовать. Но…
В потоке у водителя создается ощущение защищенности, есть время подумать о чем-то большом и светлом. А чтобы ощущение защищенности не пропадало, послушные водители держат дистанцию до впередиидущего чуть меньше положенного, чтобы никто перед ними не вклинился.
В этот момент водитель еще думает, что понимает и соблюдает ПДД, на самом деле он уже потерял и знание ПДД, и их логику. Дистанцию-то необходимо выбирать, исходя из иных критериев. Правило «Я – как все» губительно. Со временем водитель начинает держать дистанцию до впереди идущего минимальную, а тот рано или поздно тормозит чуть резче, и задний прилетает ему в багажник.
«Законопослушник» искренне не понимает, как это произошло, ведь он весь такой правильный!
Если удел водителя – средний ряд и скорость потока, то у него нет и опыта поведения в экстремальных ситуациях. Аккуратностью в вождении он компенсирует недостаток мастерства: «Я 10 лет за рулем, и ни одной аварии». Но если аварийная ситуация возникает, сманеврировать и уйти от столкновения он не в состоянии. (О маневрировании и торможении в опасной ситуации см. здесь и здесь.)
Мне, честно говоря, все равно (если не сказать грубее), где и как конкретный водитель совершенствует свои навыки вождения. Предполагаю, что тролли в комментариях к статье оторвутся по полной программе. Но отказавшись от самосовершенствования, водитель бессознательно устраивает русскую рулетку на дороге.
Безопасность прежде всего, и без постоянного поддержания навыков вождения на должном уровне водитель подвергает опасности и себя, и окружающих.
Такой водитель в принципе не отличается от вчерашнего выпускника автошколы. Но если выпускник правильно дает себе оценку, то водитель со стажем свои силы переоценивает.
Увы, статистика упряма: основную массу ДТП приносят опытные водители, со стажем 10-15 лет и более, которые мало попадают в поле зрения ГАИ и годами могут ездить без нарушений.
Цель статьи заключена в ее заголовке. Я хочу, что опытные водители раскодировали себя. Чтобы откровенно ответили себе на вопросы типа:
Отвечает ли автоматизм в моих действиях на дороге Правилам дорожного движения?
Не подменил ли я знания ПДД интуицией?
Может, стоит держать дистанцию до впереди идущего побольше?
Где и как я могу проверить свои навыки вождения?
И просто осознали:
я проездил 32 года без аварий, но это абсолютно ничего не значит.
P.S. 32 года – это мой стаж вождения.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.
Фото: Фото автора