Авто Город Почему интеллигент за рулем – как быдло?

Почему интеллигент за рулем – как быдло?

Понравился комментарий под авторской колонкой Саши Файрузова. Автор комментария – Татьяна из Челябинска. Процитирую: «Меня давно поражает, как человек преображается, взяв в руки руль. Вот, минуту назад он ходил с тележкой в супермаркете – тихий, спокойный, интеллигентный. Культурно ждал, пока проедет тележка женщины, которая задержалась у прилавка... извинялся, если нечаянно задел кого-то... Но, сложив авоськи в багажник и выехав на дорогу, человек преображается. Теперь он истерично сигналит "Чайнику" и энергично матерится на «взбодрившего» поток лихача. Он вдруг торопится и начинает творить какие-то даже ему непонятные вещи... По-моему, психологи еще найдут определение этому феномену. То ли возможность управлять машиной создает иллюзию возможности управлять миром, то ли замкнутое пространство автомобиля активизирует все наши низменные страсти – гордыню, злословие, мелочность, злобность... Тот же мужчина с битой – не бегает же с ней за соседями? Или по улицам, когда за хлебом вышел? Что с ним происходит, когда он садится за руль?»

Я сам, вероятно, отношусь к описанному типажу, хотя последнее время стал заметно спокойнее. И хотя я не психолог, возможность рефлексировать позволяет дать кой-какие объяснения, почему культурные с виду люди могут вести себя за рулем, как неандертальцы.

А есть ли интеллигенты?

Войдите в положение: мы долго учились, но красные дипломы оказались не нужны. Мы добились меньшего, чем иные малообразованные однокашники. Наше болезненное стремление все осмыслять сделало нас особенно раздражительными. Иногда мне кажется, что в современной России порядочный человек может быть только нервным. В отчаянной попытке сохранить лицо мы стараемся оградить вас от своих вздернутых характеров в офисе и дома, но машина – это шумоизолированная капсула, где можно дать волю звериному оскалу.

За время учебы, особенно успешной, мы привыкли чувствовать себя немного выше других. Привыкли поучать. Мы почти наслаждаемся, когда видим чужое нарушение: «Куда ты лезешь, быдло необразованное. Пункт 12.8 ПДД почитай!!!» И не важно, что имелся в виду не 12.8, а 13.1, мы все равно убеждены, что знаем правила лучше остальных. А если не знаем – то освоим быстрее. А если не освоим, то поймем интуитивно. Утраченный статус элиты общества не дает нам покоя.

Да и какие мы интеллигенты? Я – уж точно нет. Просто иногда могу казаться. В моем поколении не так много тех, кто сохраняет верность каким-то идеалам вопреки обстоятельствам – больше приспособленцев. Покажите мне видео дорожного конфликта, где одна из сторон спокойно, уверенно, доброжелательно противостоит бесноватому утырку? Мимикрируя, человек думающий подумал, что с быдлом нужно говорить на его языке. И сам стал быдлом.

Катализатор спешки

Даже если я не тороплюсь, автомобиль порождает странное чувство конца света – вот не успеешь доехать и все, фаталити. Мигающий светофор – это как обратный отсчет жизни. Медленный ряд – личное оскорбление твоего водительского чутья.

Недавно я измерял фазы светофоров в нашем городе, так вот, большинство из них работает с периодом 100 секунд, некоторые – с еще меньшим. Это означает, что ожидание разрешающего сигнала светофора в среднем составляет 1 минуту. А каким долгим кажется красный, когда не успел проскочить! Хуже только разогревать бутерброд в микроволновке.

Водитель на уровне рефлексов заточен на поиск быстрого ряда, выявление «тормозов» и ловлю зеленой волны. Все, что препятствует, вызывает непроизвольное раздражение, даже когда объективных причин для спешки нет. Банальный расчет: если 1 км проехать за новичком на скорости 40 км/час, потеряешь, внимание, 45 секунд по сравнению с полетом на 80 км/час. Очередь в супермаркете высосет больше.

Чувство анонимности

Автомобиль сродни Интернету: нет лиц, одни псевдонимы. Прививка борзоты в чистом виде.

Взять, скажем, офис. Вот иду я по лестнице и кричу: «Слышь, Валеева, если ты не можешь идти по лестнице в режиме потока, тренируйся сначала на девятом этаже, а потом сюда выползай...» Или бы треснул степлером сисадмина за быстрый бег по коридору. Не превышай, Вася! Тут люди с горячим кофе ходят. Нужно быть очень ценным сотрудником, чтобы офис такое простил. Или очень сильным.

Представьте этот страшный сон: вы сорвались и обматерили тонированный в ноль «крузак», когда опустилось стекло, и белозубая улыбка босса проговорила: «Вот конкретно от тебя, Иванов, не ожидал...» И самое поганое-то даже не в том, что ты повел себя, как урка. Хуже, что всю жизнь ты культивировал ровно обратный имидж...

Избирательная толерантность

Любой нарушитель имеет веские и порой убедительные доказательства, почему именно он имеет право здесь парковаться или превышать скорость. Когда недостаточно аргументов, в ход идут опаздывающие в школу детишки, цейтнот и профессиональная необходимость. Иногда пробирает аж до слез. «Проехал 4 тысячи километров... Торопился в роддом к жене... Незнакомый город... Убитые дороги...»

Вообще любой из нас считает себя чуть-чуть лучше остального общества. Это нормально. Я так считаю (редкий случай, когда это действительно правда). Применительно к автомобилю это означает, что иногда в силу своей исключительности можно ездить чуть борзее среднего. Что общество должно отдавать дань нашим безусловным заслугам перед ним. Что наши таланты позволяют нам нарушать, не создавая помех – о, это любимая мантра тех, кто не успевает заметить всех, кому помешал.

И поскольку сия богоизбранность относится исключительно к нам самим, остальных нарушителей и борзотеров мы считаем отморозками и готовы одобрить для них смертную казнь. Более того, это ведь цивилизованная гражданская позиция – ненавидеть нарушителей.

Такое двуличие – прекрасный чернозем для конфликтов. Агрессоры и жертвы меняются местами, не давая маховику остановиться.

Реакция на опасность

Иногда реально страшно. Кто-то выскочил, и у тебя даже нет времени, чтобы включить интеллигента. Какой, нафиг, этикет: у меня с перепугу рудиментарный хвост отрос и клыки прорезались. Я – уже не привычный вам типаж, я – дикий зверь, избежавший капкана. Потом, в ретроспективе, я, возможно, сочту свою реакцию преувеличенной, но сейчас мной управляют инстинкты, которые появились гораздо раньше очков, пиджачков и прочих интеллигентских штучек.

Свой-чужой

У нас нет чувства общности. Я думаю, это наследие 90-х. Деление на своих и чужих просвечивает в каждом жесте. Своих мы выделяем по родовой принадлежности, кругу общения или социальному статусу, но все, кто находится за рамками – если не враги, то соперники. Войти в их положение равноценно предательству Родины.

Этот слишком богат, сосет народные деньги. А этот слишком беден, посмешище необразованное. Новая иномарка – плохо, потребляйство. Подержанная иномарка – плохо, лузерство. Отечественная машина – еще хуже, нищебродство.

Плохо всё то, что отличается от нас. Враги – те, кто ездит быстрее нашего, и те, кто ездит медленнее. В какой-то бешеной мечте мы хотели бы привести всех к своей медиане, даже не осознавая, какой это был бы ад...

Может быть, нам в самом деле нужен внешний враг, чтобы за рулем соседнего BMW я увидел не полуобразованное нечто, а просто еще одного россиянина, который может где-то и ошибиться, но который не сбежит в другую страну, даже если припечет?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления