Оказываясь в Европе, особенно южной, обращаешь внимание на изобилие машин со стесанными бамперами. И если в России контактная парковка – повод для разбирательств, то в Европе – дело житейское. Стоит ли нам перенять буддистский взгляд западных соседей на мелкие ДТП?
От иных проделок европейских водителей наши славянские волосы встают дыбом. Вот француженка пытается выехать из узкого проема, подталкивая бампером соседнюю машину, которую, похоже, специально не поставили на ручник. Молодой «пиджак» паркует свой BMW 1 до легкого контакта с автомобилем позади. Внедорожник втискивается в узкий поворот, снимая нанометрический слой краски с «угловых» машин.
Не скажу, что такое происходит повсеместно, но происходит. Некоторые бампера украшены радугой разноцветных эмалей, сколоты, перекошены, протерты до пластика. И никто не вызывает полицию, чтобы напрячь страховую компанию по поводу таких мелочей. Отвалится бампер – тогда и будем думать.
Водительский дзен? Скорее, вынужденный пофигизм, укоренённый в тесноте старых европейских городов, улицы которых иной раз настолько узкие, а парковочных мест настолько мало, что без мелких контактов ездить и особенно парковаться почти невозможно. И если ради каждого подобного инцидента затевать разборки, некогда будет предаться сиесте и распитию кофе на летних верандах. Люди махнули рукой на «косметику», не считая царапину на бампере чем-то, что снижает стоимость автомобиля и унижает его владельца.
Объективно царапина на бампере не влияет на функционал автомобиля, если только вы не относитесь к тем сверхчувствительным особам, которые уверены, будто чистая машина разгоняется на 5 секунд шустрее грязной (на деле разница около 4 секунд).
Стоит ли нам перенять эту практику? Если выбирать лишь один ответ, то нет. Особенной потребности в контактной парковке в России нет, если не брать отдельное государство Московия, где, быть может, что-то подобное уже практикуется.
В Европе ко многим вещам относятся проще, но не факт, что мы обязаны копировать их поведение. Например, мой товарищ, пожив в Дании, был шокирован видом детишек в детском саду: рваные сандалии, грязная одежда, никакого представления о гигиене. Родители не парятся, считая, что детей нужно выращивать сорняковым методом без лишнего вмешательства, кроме преподавания им основ сексуального воспитания лет с шести. Нам как-то привычнее стирать иногда детские вещи и приучать ребенка к порядку, а не к мысли, что он, быть может, латентный гей.
Контактную парковку, к слову, исповедуют далеко не все европейские автомобилисты, например, я не видел, чтобы кто-то шоркался на новом спорткупе или дорогом родстере. Если автомобиль выполняет имиджевую функцию и является любимчиком хозяина, о нем заботятся также, как у нас. Философский взгляд на мелкие царапины характерен для владельцев утилитарных машин, и мы ведь тоже не переживаем, если кто-то поцарапал наш калькулятор или микроволновку. Другое дело, что автомобиль в жизни россиянина обычно есть нечто большее, чем микроволновка. Скорее, он ближе к костюму: и греет, и выглядит, и дефекты фигуры скрывает. А костюм не должен быть рваным.
К тому же у россиян, в отличие от европейцев, напрочь отсутствует чувство меры. Разреши у нас контактную парковку, и под списание пойдут не бампера, а радиаторы.
И чисто субъективное мнение: когда видишь неопрятную машину со множеством дефектов, в голову лезут дурные мысли. То ли водить не умеет, то ли по синьке ездит… Хотя, может быть, человек не виноват: ну не везет ему…
Фото: Фото автора