Водитель забыл о том, что его страховка закончилась, инспектор остановил его и выписал штраф. Внимание, вопрос: может ли водитель ехать дальше? Оштрафует ли его следующий инспектор?
Вопрос не праздный и кроме страховки касается управления автомобилем с тонировкой или без аптечки, управления в состоянии опьянения и с прочими правонарушениями, при которых запрещена эксплуатация. Сюда можно отнести и забытые дома документы.
Рассмотрим вопрос именно на примере закончившейся страховки, но для начала определимся с терминами:
Окончание правонарушения – момент, когда водителя можно привлечь к ответственности.
Пресечение правонарушения – обязанность полицейского.
Прекращение правонарушения – отказ гражданина от продолжения противоправных действий.
Большинство правонарушений, совершаемых водителями, – одномоментны. Например, проезд на красный сигнал светофора. Оно окончено и прекращено в момент проезда на красный. А пресекать его нет никакой необходимости.
Но есть категория так называемых «длящихся правонарушений», которые выражаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Данные правонарушения окончены в момент начала управления – как только водитель тронулся с места его можно привлечь к ответственности, а пресекаются длящиеся правонарушения в момент остановки инспектором.
Но в момент остановки потребность водителя в дальнейшем движении не исчерпана, то есть управление не прекращено, следовательно, не прекращено и правонарушение.
Что может сделать инспектор? С состоянием опьянения или управлением автомобилем без тормозов все просто – автомобиль задерживается и по КоАП уезжает на специализированную стоянку. А если водитель едет без страховки, и задержание транспортного средства в этом случае не предусмотрено?
Инспектор по закону «О полиции» обязан пресечь любое начало движения, при этом он вправе требовать от водителя прекращения правонарушения. Водитель обязан выполнить требования инспектора, иначе ему грозит 15 суток ареста.
То есть если водитель без страховки после вынесения постановления и требования инспектора прекратить управление вновь сядет за руль и попытается тронуться, то его можно сразу вести к мировому судье, чтобы тот назначил 15 суток. Водителю остается или идти пешком за страховкой, или вызвать эвакуатор.
Но полицейские – банальные трусы. А ну как выяснится, что инспектор накосячил с оформлением правонарушения, и водитель его успешно обжалует? Тогда за 15 суток незаконного ареста сначала заплатит казна РФ, а затем деньги вычтут из зарплаты инспектора.
Например, водитель, не исполнивший обязанность по страхованию гражданской ответственности, после вынесения постановления и требования инспектора прекратить правонарушение все-таки движение начал, инспектор его сгреб и привез в суд. А там судья спрашивает:
– Инспектор, а когда водитель поставил свою подпись, что он имеет право не свидетельствовать против себя?
– Он не расписывался – в бланке постановления нет такой графы.
– Вы остановили водителя, спросили, есть ли у него страховка, он ответил, что нет, и вы его оштрафовали, не проверив его слова и не предупредив о том, что он согласно ст. 51 Конституции имеет право врать?
– Да!
– Пошли вон отсюда оба!!!
Потому, например, если инспекторы поймали водителя с тонировкой, то они в нарушение закона «О полиции» не требуют немедленно прекратить управление, а дают водителю 10 дней на прекращение. Если водитель не стал обжаловать постановление, и оно через 10 дней вступило в силу, то только тогда севшего за руль затонированного авто водителя потянут в суд, чтобы судья назначил 15 суток.
Вернемся к примеру со страховкой. Если инспектор после наложения штрафа отпускает водителя, он нарушает закон? Ничего подобного. Вспомните слова инспектора:
– Езжайте и больше не нарушайте! Всего хорошего!
Это называется «объявить замечание», и действия инспектора на 100% соответствуют КоАП. Замечание объявляется в связи с малозначительностью правонарушения. Но тогда, отпуская водителя, инспектор дает ему повод обжаловать постановление: с одной стороны, он только что выписал штраф, а с другой стороны, через пару минут с аналогичным правонарушением отпустил водителя в связи с малозначительностью.
Другие инспекторы, скорей всего, поведут себя аналогично. Узнав, что водителя уже штрафанули сегодня, они также предпочтут его отпустить по малозначительности, чтобы он не полез в дебри законодательства. Если каждый инспектор будет наказывать и тут же отпускать, то водитель быстро сообразит, что что-то идет не так.
Как уже стало понятно из содержания статьи, по закону полицейский наказывает водителя только один раз и далее:
требует прекратить дальнейшее движение;
отпускает водителя в связи с малозначительностью, а затем, исходя из профессиональной солидарности, другие инспекторы водителя не трогают.
Не забывайте дома документы, не забывайте вовремя оформлять полис ОСАГО, ездите на исправном автомобиле, укомплектованном аптечкой, знаком и огнетушителем. А уж коли знаете, что не все в порядке, то не надо в разговоре с инспектором «качать права» – со знающим и аккуратным инспектором залететь на пятнадцать суток не так уж и сложно.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора