Авто Год 2017: самые дерзкие юбилеи автопрома

Год 2017: самые дерзкие юбилеи автопрома

В 2017 году исполняется не только 100 лет со дня Великой Октябрьской: несколько юбилеев празднуют модели и марки автомобилей, причем празднуют вполне в революционном духе. Каждый из упомянутых юбиляров произвел в автопроме своеобразный слом устоев.

Mitsubishi Model A – 1917

100-летний юбилей празднует не только модель, но и японский автопром вообще, потому что Mitsubishi Model A стал первой легковушкой из Японии. Компания в то время строила корабли, а первый опыт с пассажирским авто оказался не слишком успешным – модель получилась дорогой и не могла конкурировать с импортом. Полноценное производство легковушек Mitsubishi началось лишь в 60-х, да и японский автопром в том виде, каким мы его знаем, активно развивался уже в послевоенные годы. Однако почин был сделан.

Сама Model A была скопирована с Fiat Tipo 3, унаследовав от него правое расположение руля, что было типично для того времени, хотя в ряде городов Италии было правостороннее движение. В начале прошлого века проблемы обгонов еще не было, зато из праворульной машины удобнее выходить на тротуар (при правостороннем движении).

Toyota Motor Company – 1937

Первый автомобиль Toyota (вернее, Toyoda) вышел еще в середине 30-х, однако переименование фирмы в привычную нам «Тойоту», регистрация торговой марки и выделение автомобильного крыла в отдельную компанию произошли в 1937 году. Слово Toyota лучше звучало и не имело ассоциаций с рисовым фермерством, как оригинал фамилии Сакиши Тойода. Компании суждено было стать одним из крупнейших автопроизводителей в мире, а еще – автором тойотовской системы производства TPS, принятой на вооружение многими компаниями, и не только в автопроме.

ВАЗ-2121 «Нива» – 1977

5 апреля исполнится 40 лет с начала производства классической «Нивы», известной сейчас как Lada 4x4. Когда говорят, что советский автопром был вторичен и не породил ничего своего, о «Ниве» как будто забывают.

Это сегодня паркетник с несущим кузовом является нормой, но в конце 70-х и еще лет двадцать спустя считалось, что полноприводный автомобиль должен иметь раму. Рама обеспечивала прочность и нужную кинематику мостов (за счет скручивания), да и просто была имиджевым атрибутом тру-джипа.

«Нива» дерзко оспорила догмы: никакой рамы, унификация с «жигулями», вполне легковой дизайн, а главное – многофункциональность. Обладая почти эталонной проходимостью, «Нива» спокойно переносила суету больших городов.

Очень приятно, путешествуя по махровой загранице, увидеть вдруг на улице свежую «Ниву». Правда, до следующего юбилея в привычном нам виде «Нива» может не дожить – АВТОВАЗ рассматривает создание автомобиля на новой платформе с поперечным расположением мотора и унификацией с существующей продукцией. Впрочем, обещают сохранить внедорожные качества оригинала...

Toyota Prius – 1997

Гибриды как таковые выпускались с конца XIX века, однако первым серийным бензоэлектрическим автомобилем стал в 1997 году Toyota Prius. Совершил ли он революцию? И да, и нет.

В отличие от многих высокотехнологичных прожектов, Prius прижился, и сегодня выпускается уже четвертое поколение модели, которое, кстати, дебютировало в России и огорчило ценой. Общий тираж Prius приближается к 4 млн, а гибридный привод появился на многих Toyota, Lexus и не только.

С другой стороны, пышных надежд гибриды не оправдали. Когда-то их считали машинами будущего, но, по сути, Prius остается единственной полноценно гибридной массовой моделью. Прочие гибриды – это, как правило, модификации обычных автомобилей в «мягком» варианте, как Nissan Murano: батарея малой емкости лишь облегчает разгон, но не позволяет ездить на электротяге.

Prius не стал началом гибридной эры, скорее, красивым исключением из правил. Toyota использовала сложную схему привода с трансмиссией, позволяющей гибко менять вклад бензинового и электрического моторов, добившись максимальной эффективности силовой установки во всех режимах. И главное, она умудрилась сделать Prius весьма надежным.

Однако не все готовы вкладывать такие ресурсы в разработку гибридов, а гибриды-лайт не столь эффективны. Кроме того, для Toyota проект Prius стал имиджевым и, говорят, долгое время оставался убыточным.

Вполне вероятно, что автопром минует гибридную стадию и к 2030-2050 годам перейдет сразу на электротягу. Впрочем, это не отменяет инженерной красоты Prius – самого толкового гибрида наших дней.

Mercedes-Benz A-класса – 1997

Еще один автомобиль, изменивший наши представления о мире. «Мерседес» не стал первым немецким премиум-брендом, выпустившим компакт, однако A-класс оказался слишком уж не похож на «Мерс» в классическом понимании.

BMW Compact был секвестированной «трешкой», Audi A3, как и прочие Audi, имел передний привод. В общем, они не поражали и не оскорбляли чувства фанатов.

Но Mercedes-Benz A-класса концептуально дистанцировался от традиций фирмы, будто был не сыном, а пасынком: передний привод, вертикальная компоновка, однообъемный кузов... Тогда мы не ведали, что скоро премиум-марки размоют свои модельные ряды десятками мулатов и метисов. Сегодня нас не удивляет даже переднеприводный BMW, но в 1997 году премиум-марки работали в рамках добровольных самоограничений, которые дерзко нарушил А-класс.

Но знаете что? Самоограничения – это не всегда плохо. Я остаюсь консерватором, и небольшой, но классический Mercedes-Benz 190E нравится мне больше А-класса.

К слову, внешность первого А-класса рисовал нынешний главный дизайнер АВТОВАЗ Стив Маттин.

EuroNCAP – 1997

Пять звезд в краш-тесте, три звезды... До 1997 года эти слова звучали непонятно, но потом появился EuroNCAP и стал отчаянно крушить автомобили, выставляя им оценки.

Тест EuroNCAP не является обязательным для производителей и проводится на собственные средства организации. В отличие от сертификационных тестов, условия EuroNCAP ощутимо жестче, а главное – они предаются публичной огласке.

Компания была создана в Бельгии по заказу Британского транспортного ведомства, но впоследствии ее поддержали многие национальные правительства. Автопроизводители отнеслись к подобным тестам скептически, однако популяризация их результатов привела к тому, что рейтинг безопасности стал важным фактором при выборе автомобиля. Так началась гонка вооружений: больше подушек, больше электроники...

EuroNCAP часто критикуют за стандартизованность условий теста (можно подстроиться), а также его нерелевантность к настоящим авариям. Отчасти эта критика справедлива, например, провал европейских машин в американском фронтальном краш-тесте с малым перекрытием стал холодным душем для EuroNCAP.

Однако условия теста постоянно ужесточаются, а главное, единство методик позволяет сравнивать автомобили между собой. Пять звезд не означают, что машина стопроцентно безопасна. Но вот две звезды точно означают, что она опасна. Благодаря EuroNCAP, например, в Европу не проникли несколько китайских моделей с нулевым рейтингом безопасности.

Nissan Qashqai – 2007

Неразбавленное дитя маркетинга – Qashqai стал невероятным успехом компании. Несмотря на спорное имя, ему удалось повести конкурентов за собой и создать фактически целый класс городских кроссоверов. Конечно, компактные паркетники были и до него, скажем, пионер современных кроссоверов RAV4 был когда-то меньше нынешнего «Кашкая». Однако его философия была чуть иной: если RAV4 – это изначально помесь внедорожника и легковушки, то Qashqai – гибрид городского гольф-классника и кроссовера.

Рецепт оказался невероятно удачным: горожане сметали «Кашкаи» не только в России, но и Европе, создав своеобразную моду на кроссоверы. За 10 лет тираж автомобиля превысил 3 млн автомобилей, и хотя сегодня Qashqai обложили конкуренты, он остается одной из самых востребованных моделей Nissan.

Интересно, что для продвижения автомобиля еще до выхода Qashqai компания возила журналистов в исследовательские центры, показывая процесс создания новинки шаг за шагом. Такой подход стал отражением прагматизма самой модели. Прагматизма, который пришелся публике по вкусу.

Артём Краснов
Фото: Фото производителей, а также с сайта Сommons.wikimedia.org, пользователя Chris 73, видео канала What Car?/Youtube.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Субботние новости. Плевала в напитки клиентов. Сжег Cadillac по ошибке. Памятник полицейскому осквернили
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления