Утром, 14 декабря, стало известно, что силовики провели задержания в приграничном поселке Забайкальск. Там на одноименном пункте пропуска якобы действовала ОПГ, продававшая места в очереди грузовиков, выстроившихся на въезд в Китай.
Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» всегда работал с какими-то нареканиями. Люди жаловались на очереди, там разоблачили и посадили группировку сотрудников таможни, плюс отсутствие элементарных удобств и всё прочее. С появлением коронавируса всё только усугубилось. Сначала МАПП не работал вовсе, потом заработал с ограничениями, которые внесли еще большую сумятицу в и без того неидеальный процесс пересечения границы.
Изменившийся в 2021 году порядок проезда в Китай из России и новая схема получения груза — это ключевой вопрос в проблеме грузоперевозок. Заключается новый порядок в следующем: российские предприниматели договариваются с китайским поставщиком, он помещает товар на специальную режимную зону, где, грубо говоря, работают только грузчики в «скафандрах». Владелец товара обращается в органы власти в Китае, сообщая, что обработанный товар находится на площадке, за него уплачена пошлина и его должен забрать российский партнер. После этого ему дают квоту на въезд машины из России на определенное число. Стоит квота от 190 до 260 тысяч рублей. По квоте сцепка (грузовик с прицепом. — Прим. ред.) заехать в Китай может в течение двух дней. Если не успел, то оба предпринимателя — и русский, и китайский — теряют деньги.
Так как грузовики не заезжали в Маньчжурию, то ждать груза им приходилось на территории России, где скапливалась очередь в сотни машин.
О том, что вереница машин регулируется бандитскими методами, осенью 2021 года сообщали некоторые дальнобойщики. А о проблеме пробок на МАПП писали даже федеральные СМИ.
Несмотря на то что к проблеме было привлечено внимание краевой власти, никаких кардинальных решений принято не было. В начале 2022-го к ней подключился и главный федеральный инспектор (ГФИ) по Забайкальскому краю Евсей Васильев. Он провел большое совещание, на котором выяснилось, что очередью рулят волонтеры, так как никто больше не способен этого делать — ведь полномочий нет ни у одной структуры.
Таможня, погранслужба и Росгранстрой отвечают только за объекты, связанные с границей. Полиция и ГИБДД — тоже вроде не при делах. Региональному министерству планирования прокуратура рекомендовала не брать на себя лишние полномочия. В итоге Минтранс, которому принадлежит федеральная трасса перед МАПП, передал Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП — это общественная организация) полномочия по формированию электронной очереди. За короткий срок в очередь было включено почти 1,5 тысячи машин. Однако перейти границу они бы не смогли фактически, так как находились не в Забайкальске: машины, двигавшиеся или собиравшиеся двигаться в сторону госграницы, ставили в очередь заранее, хотя по правилам это было недопустимо.
Местные же перевозчики, которые могли оказаться на МАПП раньше или уже находились там, попали в хвост очереди. Такая несправедливость вызвала, мягко говоря, трения, и, чтобы разрешить их, полномочия по регулированию очереди передали инициативной группе, члены которой получили статус волонтеров. Они приступили к составлению списков с учетом электронной очереди и ситуации на месте. По всей информации, этих ребят стоило бы благодарить. Но не всем дальнобойщикам работа этой инициативной группы нравилась.
К концу 2022 года недовольство вылилось в то, что несколько водителей грузовиков написали заявления. В настоящее время известно, что несколько жителей Забайкалья и Бурятии создали преступную схему, направленную на мошенничество и вымогательство. Схема заключалась в формировании сразу нескольких списков въезда грузовиков на международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) «Забайкальск». Члены группировки препятствовали проезду других водителей в то время, как их сообщники предлагали купить проезд вне очереди, так как самостоятельно за границу дальнобойщики из других регионов попасть не могли.
Сотрудники правоохранительных органов возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество» в отношении нескольких членов организованной преступной группы.
Интересно в этом случае то, как группировка работала в подбрюшье страны и воздействовала на сотни, а то и тысячи человек. Также любопытно, почему государство отдало на откуп такую коррумпированную и очень насыщенную деньгами сферу неизвестно кому. Но больше всего интересно, как МАПП будет работать в период новогоднего увеличения грузопотока. Кто-то же должен регулировать очередь и получать за это деньги?