Агентство Bloomberg 23 декабря опубликовало статью под названием «Автомобиль китайского стартапа стоимостью 140 000 долларов может летать над пробками». Публикуем перевод этого материала про автомобили будущего.
Толпа из сотен человек взревела на китайском, когда двухместный автомобиль с крыльями чайки поднялся и завис примерно в 30 метрах над их головами, прежде чем плавно опуститься обратно на землю.
За последние месяцы китайская компания Xpeng Aeroht провела два первых публичных полета своего летающего автомобиля. За 90-секундной демонстрацией возле легендарного острова Пальма Джумейра в Дубае в октябре последовала еще одна — в китайском Гуанчжоу. Это ориентиры для стартапа, поддерживаемого производителем электромобилей Xpeng Inc., чтобы захватить часть того, что рекламируется как рынок в 1 триллион долларов, который может переопределить, как мы двигаемся.
«Летающий автомобиль приближается к реальности. <…> В отрасли произошло много технических прорывов: от снижения веса до предотвращения столкновения с препятствиями», — высказался президент Xpeng Брайан Гу в кулуарах мероприятия GITEX в Дубае.
Компания Aeroht, основанная в 2013 году 45-летним бросившим школу Чжао Дели, стала звездой выставки GITEX — одной из крупнейших ежегодных торговых конференций Дубая. Экспозицию осмотрел премьер-министр Объединенных Арабских Эмиратов. Люди выстраивались в очередь, чтобы сделать селфи с прототипом на стенде.
Cогласно исследованию, проведенному по заказу канадской компании Horizon Aircraft Inc., опубликованному в декабре, большинство инвесторов ожидает закрытия компаний и консолидации отрасли в ближайшие годы, несмотря на то что заказы постепенно увеличиваются.
По словам партнера консалтинговой компании Oliver Wyman Чжана Цзюньи, инвесторы хотят найти «"Теслу" в индустрии летающих автомобилей». Он отметил, что для расцвета рынка может потребоваться от 10 до 15 лет: «Инвестиции в индустрию летающих автомобилей — это трудный марафон».
Прототип, запущенный в Гуанчжоу, выделяет Aeroht. В то время как многие прототипы представляют собой электрические самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, которые не имеют колес и не могут двигаться по земле, модель шестого поколения китайской компании Xpeng Aeroht — это настоящий автомобиль, который также работает в дороге. Он выглядит как роскошный автомобиль, а не как маленький самолет с колесами.
Фактически модель предназначена для движения по дороге более 90% времени и взлётов только при наличии пробок или препятствий. Основатель Чжао сказал, что автомобиль с четырьмя электрическими двигателями и восемью пропеллерами может пойти в серийное производство в 2025 году. Он предполагает, что цена составит около 1 миллиона юаней (140 тысяч долларов). По его словам, Aeroht может использовать обширную сеть поставщиков Xpeng по всему Китаю.
Стремление к созданию летающих автомобилей получило развитие как минимум 10 лет назад, когда предприниматели мечтали о демократизации неба. В последующие годы эта отрасль становилась всё более переполненной, поскольку инвесторы мечтали воплотить в реальность видение, существовавшее только в комиксах и научной фантастике. Аналитики Morgan Stanley говорят, что к 2040 году стоимость рынка летающих автомобилей может составить 1 триллион долларов.
Китайские фирмы, в том числе Aeroht, присоединились к гонке за последнее время. Они взрастили поколение предпринимателей и инвесторов, пытающихся повторить успех Китая с электромобилями, используя многие из тех же преимуществ: обширную цепочку поставок и резерв квалифицированной рабочей силы, гигантский внутренний рынок и, что важно, официальную поддержку.
Многие рассчитывают на усилия председателя КНР Си Цзиньпина по вытеснению американских технологий в областях от полупроводников до климатических технологий, чтобы активизировать финансирование и политическую помощь.
«Есть несколько примеров, когда американские компании говорили нам, какой сектор является перспективным и может приносить прибыль, а их китайские коллеги просто захватили рынок, используя более низкие цены», — сказал инвестор Decent Capital Уоррен Чжоу.
Он упомянул дроны, ховерборды и роботы-пылесосы: «То же самое будет и с индустрией летающих автомобилей».
Чжао впервые встретился с основателем Xpeng Хэ в 2020 году, после того как около 10 лет боролся за то, чтобы его стартап не разорился. Чжао утверждает, что убедил предпринимателя с помощью демонстрации.
Вскоре после этой встречи в провинции Гуандун Хэ и Xpeng инвестировали в стартап Чжао и переименовали его в Xpeng Aeroht. Штаб-квартира в Гуанчжоу с центрами исследований и разработок в Шэньчжэне и Шанхае расширилась с десятка сотрудников в 2020 году до более 700 по состоянию на июль 2022-го.
Xpeng Aeroht присоединился к ряду других стартапов с хорошей поддержкой, включая шанхайский AutoFlight, который в ноябре прошлого года получил 100 миллионов долларов от европейского инвестора для разработки аэротакси. Volant Aerotech, основанная в июне 2021 года, в начале этого года получила более 14 миллионов долларов.
Безусловно, технология еще не полностью разработана. Многое зависит от разработки аккумуляторов с более высокой плотностью энергии — соотношением мощности и массы. Поскольку летающие автомобили нуждаются в большей мощности и более чувствительны к нагрузкам, решающее значение имеют более легкие и мощные батареи, чем те, которые используются в электромобилях. Аккумуляторы, которые Aeroht сейчас использует в прототипах, являются лабораторными продуктами отечественных поставщиков.
Тем не менее предприниматели и инвесторы говорят, что их больше всего беспокоит не технология, а коммерческая жизнеспособность и одобрение регулирующих органов.
Некоторые такие компании летающих автомобилей, как Ehang, зарегистрированная в Нью-Йорке, нацелены на бизнес и начали приносить доход. В этом году Ehang получила предварительные заказы на 160 своих автономных летательных аппаратов из Малайзии и Индонезии. Заявка AutoFlight на устройство Prosperity получила в августе 260 заказов от двух компаний на предоставление экскурсионных и логистических услуг. Британская компания Vertical Aerospace Ltd. собрала более 1400 предварительных заказов на свои самолеты, и даже Volkswagen AG в Китае представил в июле свой первый прототип пассажирского дрона.
Но для управления рынком потребуется несколько сотен заказчиков. Aeroht делает ставку на то, что истинный масштаб будет найден в потребительских товарах, но именно здесь остаются самые серьезные нормативные препятствия.
Ни одна страна всерьез не задумывалась об открытии своего низковысотного воздушного пространства в ближайшее время, особенно для летчиков, не имеющих пилотной подготовки. Китай тем не менее недавно определил несколько провинций, включая Хунань, Цзянси и Аньхой, для изучения этой концепции. Это дает надежду таким стартапам, как Aeroht, который работает с регулирующими органами страны над поиском мест для испытаний.
«Какая страна получит преимущество, будет зависеть от политической поддержки и решения правительства по реформе электрификации», — сказал аналитик по электромобилям в BloombergNEF Сийи Ми.
Перевод Александра Тарасова