Купить автомобиль сегодня просто, достаточно вбить поисковый запрос, и вам откроется многотысячный выбор — на любой вкус, цвет и бюджет. Но даже покупка у официального дилера не дает 100%-ной гарантии сохранности ваших денег и нервов. К сожалению, слабо помогает обращение в автосервисы или к знакомому «дяде Васе», который на этом собаку съел. Лучше всего обратиться к профессиональному автоподборщику, только он обладает необходимыми компетенциями, совмещая знания автомаляра и моториста, юриста и криминалиста, автоэлектрика и диагноста. Если же вы решите покупать самостоятельно, то необходимо разобраться с определенными правилами. Автоэксперт Александр Пещерский подготовил пошаговую инструкцию, как правильно проверять авто и документы, куда смотреть, чтобы не попасть на деньги или вообще не лишиться автомобиля.
Внимание: пункты надо выполнять по порядку.
- Совет № 1. Не торопитесь!
- Совет № 2. Не верьте продавцу на слово
- Совет № 3. Изучите документы
- Совет № 4. Проверьте юридическую чистоту
- Совет № 5. Изучите историю автомобиля
- Совет № 6. Посмотрите на VIN
- Совет № 7. Осмотрите кузов на повреждения и ремонты
- Совет № 8. Проверьте исправность ДВС
- Совет № 9. Проведите Stall-test
- Совет № 10. Проверьте ходовую часть
- Совет № 11. Оцените внутренний вид авто
- Совет № 12. Закажите проверку сканером
- Совет № 13. Найдите специалиста
Совет № 1. Не торопитесь!
Продавец может торопить и вселять в вас страх, что автомобиль вот-вот заберет другой покупатель, а вы потеряете прекрасный экземпляр, купите дороже, хуже и непременно будете жалеть. На манипуляцию потерянной выгоды попадаются даже матерые перекупы. Чем соблазнительней вариант, тем тщательнее его проверяйте.
Совет № 2. Не верьте продавцу на слово
Помните, что каждый кулик свое болото хвалит: плюсы увеличивает, а минусы преуменьшает. Всё проверяйте самостоятельно, подходите к процессу критично.
Совет № 3. Изучите документы
Проверьте их на подлинность.
Сверьте данные постановки на учет в паспорте транспортного средства (ПТС) со свидетельством о регистрации (СОР).
Прочитайте всё в особых отметках. Возможно, там написано о смене кузова или снятии с учета.
Убедитесь, что покупаете у владельца. В паспорте РФ, ПТС и перед вами должен быть один и тот же человек. Покупка через договор у третьего лица грозит большими проблемами и требует дополнительных навыков и проверок.
Совет № 4. Проверьте юридическую чистоту
Пробейте владельца по базам ФССП на долги.
А сам автомобиль — в ФНП на залоги: проверяйте и по машине, и по владельцу. Неправильно, не на том языке занесенный номер кузова (VIN) выдаст неверный результат.
Помните, автомобиль в залоге заберут кредиторы, а вы станете пешеходом. А если приставы хотят взыскать долги с владельца, то на автомобиль уже запрещены регистрационные действия или будут запрещены в ближайшее время, поэтому вы не сможете поставить его на учет в ГАИ.
Совет № 5. Изучите историю автомобиля
Проверьте машину по автокоду или «Автотеке». Узнайте, где и сколько автомобиль ездил. За 3 года эксплуатации в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске или городах Сибири авто сильно ржавеют. Если не будет дыр в кузове, то точно все болты и гайки в ходовой придется пилить болгаркой. В отчетах можно найти много интересного: скрутки пробега, ДТП, выплаты по страховке, ограничения, залоги и т. д.
Совет № 6. Посмотрите на VIN
Сверьте совпадение номеров кузова (VIN) и двигателя с СТС и ПТС. Обратите внимание на аккуратность их нанесения, отсутствие пыли в краске, свечение идентификационных табличек в ультрафиолете.
Совет № 7. Осмотрите кузов на повреждения и ремонты
Обращайте внимание на зазоры, наличие вмятин, царапин, сколов.
Оцените совпадение цвета элементов, шагрень краски, пыль от нее на некрашеных элементах, отсутствие потеков и пыли в краске, особенно это видно во внутренних частях: дверных арках, внутренних элементах, которые сложно отполировать.
Посмотрите следы точечной (заводской) сварки на дверных проемах, в местах соединений: рамки радиатора, задней панели, лонжеронах, задних крыльях, чашках стоек.
Осмотрите болты креплений кузовных элементов на следы от слесарных ключей, их наличие говорит о проведенных ремонтах кузова.
Используйте толщиномер, он поможет выявить наличие и количество шпаклевки. Окрасы и замена наружных (навесных) элементов кузова не являются критичными. Страшнее нарушение целостности несущих элементов: лонжеронов, стоек, рамы. Вторичный окрас крыши может быть вследствие переворота и нести много скрытых негативных последствий.
Совет № 8. Проверьте исправность ДВС
Осмотрите двигатель на потеки масла. Их множественное наличие говорит не только о неисправности сальников и прокладок, но и о возможном износе самого двигателя.
Включите зажигание и найдите контрольные лампочки: ДВС, подушек безопасности и ABS. Заведите мотор, посмотрите, как они гаснут.
Оцените запуск мотора (обороты должны подняться до 1100–1300 и опуститься на 550–800).
Резко нажмите на педаль газа, обороты должны плавно взлететь до отсечки, без провала в середине.
Не должен выходить дым из маслоналивной горловины или щупа проверки уровня масла.
Минуту подержите обороты на 2000–3000 оборотах в минуту и резко газаните до отсечки, убедитесь в отсутствии избыточного дыма из выхлопной трубы.
Шумы, стуки при работе двигателя требуют углубленной диагностики и поиска их причины.
Совет № 9. Проведите Stall-test
Если автомобиль с АКПП, проведите Stall-test: затяните стояночный тормоз, левой ногой нажмите на педаль тормоза, а правой на педаль газа, сначала на D, потом на R. Обороты должны одинаково подняться на передней и задней передаче до 2400–2500. Если начали подниматься выше, то АКПП скоро потребует ремонта. Если не дошли до 2400, то мотор не дорабатывает. Надо разбираться с системами зажигания и топлива.
Проводите тест быстро. Не держите на максимальных оборотах больше 1–2 секунд.
Совет № 10. Проверьте ходовую часть
Загляните под машину, посмотрите наличие масла на ДВС, КПП, амортизаторах. Оцените целостность пыльников приводов, стоек, рулевых тяг и наконечников.
Прокатитесь и послушайте стуки в работе подвески и рулевом управлении.
Проверьте исправность приводов (с повернутым до упора рулем, прокатитесь вправо и влево), при этом не должно быть щелчков.
Обратите внимание на плавность переключения АКПП. Не должно быть рывков или затягивания при переключении передач.
Совет № 11. Оцените внутренний вид авто
Посмотрите всё, что находится внутри авто: при пробеге до 200 тысяч километров сиденья не должны быть продавлены, руль и педали стертыми.
Проверьте работу приводов зеркал, стеклоподъемников, всех осветительных приборов.
Совет № 12. Закажите проверку сканером
Хороший диагност увидит не только ошибки, но и настоящий пробег, оценит состояние топливной системы, различных датчиков и АКПП.
Совет № 13. Найдите специалиста
Если не обладаете необходимыми навыками, то заплатите специалисту. Не доверяйте проверку знакомому автослесарю или мотористу: первый сможет проверить только ходовую часть, второй – мотор. Качественно и комплексно проверить может только заточенный эксперт.
Не пожалейте времени и денег на проверку. Они окупятся сторицей. Позволят избежать дорогостоящих ремонтов, судебных разбирательств и даже полной потери автомобиля и потраченных на него денег.