Почти каждый водитель хотя бы раз попадал в ДТП. И даже если он не был виновником, а стал пострадавшей стороной, после аварии ему приходится вникать во множество нюансов — начиная от оформления самого факта ДТП и заканчивая такими деталями как страховая выплата. Мы поговорили с автоюристом Алексеем Кузнецовым о том, почему женщина за рулем больше не представляет опасности, как отсутствие страховки может сделать человека нищим и почему на месте ДТП нельзя оскорблять друг друга.
В Чите такие услуги можно получить более чем в 30 компаниях, также в городе принимают работающие самостоятельно автоюристы Владислав Травкин, Владимир Томилин, Алексей Макаров, Анастасия Нехаева и многие другие.
— Как пришли к такой интересной профессии?
— Я родился и рос в поселке Оловянная. На юриста выучился в Иркутске и потом вернулся на малую родину. Работал там. Карьеру в Чите начинал с отдела взыскания в банке, был юристом общей практики 15 лет, конкретно автоюристом стал 5 лет назад. Мы с супругой открыли собственное дело — юридическое агентство. Я углубился в тему, которая мне нравится.
— Автоюристов называют в народе авантюристами и говорят, что они очень-очень хорошо зарабатывают. Это так?
— Такого выражения я ни разу не слышал (смеется). В вопросах ДТП людям часто требуется помощь и почти все ситуации такие, что в них нужно долго разбираться. Это очень увлекает. Нет, не деньги меня сюда привели, это точно. Да и услуги мои не баснословно дорогие.
— С чем чаще всего обращаются к вам клиенты?
— Частой проблемой становится то, что виновник ДТП не имеет страховки. Почему так происходит? Сейчас страхование — вещь недешевая, страховка может стоить и 18, и 25 тысяч рублей. А вот штраф за ее отсутствие — всего 800 рублей. Человек думает: «Да это как за хлебом сходить! Буду по 800 платить, и всё. Если штраф оплачу вовремя, так и вовсе 400 рублей». Но такая схема работает до первой аварии. Только представьте: этот водитель влетел в новый мерседес. Страховая по максимуму считает ущерб. И ему придется все эти расходы возмещать потерпевшему. А вдруг тот еще попросит моральную компенсацию? Все эти огромные проблемы сделают человека нищим.
— Раз уже речь зашла о дорогих машинах, в Чите их достаточно?
— Знаете, в Чите профицит шикарных автомобилей. Иногда я смотрю на это и думаю: «Разве можно назвать этот город бедным с такими-то авто?» Ты можешь въехать в чужой Porsche и работать на него всю жизнь. Поэтому нужно всегда быть осторожным за рулем.
— А женщина за рулем — обезьяна с гранатой?
— Это заблуждение. Уже давно женщины и мужчины водят машину практически одинаково. Если считать ДТП, то виновников женщин столько же, сколько и мужчин. Людей подводит рассеянность. Вот бич современности. Часто отвлекаются, чувствуют себя профессионалами, расслабляются за рулем.
— Вы попадали в ДТП?
— Мне кажется, я за рулем с рождения. Отец меня посадил за руль еще в 6 лет — объяснял основные принципы. Права у меня с 2005 года. Несколько раз сам попадал в ДТП, но не по своей вине. Сам никогда не нарушал правил.
— Бывало, что вы вообще не брали денег с клиента?
— У нас же есть свой прайс, я не назначаю цену просто так. Но был случай, когда я по-человечески не имел права взять плату за помощь. Мать моего приятеля насмерть задавил грузовик. Водитель сдавал назад и не убедился, что во дворе нет людей, и наехал на пожилую женщину. Я представлял интересы своего друга, и в итоге виновник на 2,5 года отправился в колонию-поселение и заплатил за моральные страдания сыну погибшей 1 миллион рублей.
— Часто летальные случаи бывают?
— Да, часто. В Чите был случай с маршруткой. Осенью 2022 года люди выехали из района на легковом универсале, и в них влетел FIAT. Это произошло из-за неисправности второго автомобиля, водители были трезвыми. Тогда двое человек погибли, еще двое тяжело пострадали. Один из них — мой клиент, женщина 50 лет, получила множество переломов нехороших, сломала ноги. Конечно же, качество жизни ее уже не то: она не может работать. Сейчас рассматривается уголовное дело, я представляю ее интересы в суде. Что касается летальных случаев, то их много на федеральных трассах. И это молодежь, любители погонять.
— Много ли людей в Чите ездят без водительских прав?
— К сожалению, очень много. И это странная ситуация. Мне непонятна самонадеянность таких ребят, ведь в случае аварии последствия будут для них и, возможно, для кого-то еще катастрофическими.
— Много раз слышала, как люди кроют друг друга матом на месте ДТП. Это всегда так?
— Увы, в большинстве случаев да. Эмоции захлестывают, люди не могут держать себя в руках. Нужно успокоиться, вызвать ГАИ, снять на видео место аварии и всё проговорить во время съемки — место, дату. Лучше на это потратить время, чем на оскорбления. Недавно был случай: в частном секторе машина врезалась в столб. Выбежали жители, начали оскорблять водителя. В итоге крупной потасовки они подбили глаз пассажиру машины. Вот как это можно назвать? Несдержанность? Глупость? Дикость?
— Какой процент ДТП совершается в состоянии алкогольного опьянения?
— Примерно 10%. На самом деле это очень много. Я всем говорю: «Даже если ты выпил просто коктейль, то ты уже сел за руль пьяным». Это недопустимо. Осторожно нужно быть и с лекарствами — тот же самый корвалол, валидол.
— На дороге много водителей-новичков. Какие советы дадите им?
— От греха подальше снять наклейку с восклицательным знаком. Почему-то водители очень агрессивно на него реагируют — сигналят, обгоняют. Моя жена недавно начала водить, с этой наклейкой вождение было невыносимым. Убрала — ситуация исправилась. Ну и рекомендую пользоваться правилом трех Д — дай дураку дорогу. Не нужно соревноваться ни с кем, обгоняют — пусть обгоняют, это не ваша проблема. Этот совет для всех водителей вообще: видите, что происходит что-то неладное, дайте такой «сумасшедшей» машине вас обогнать.