Август этого года стал ударным для многих автомобилистов страны — для тех, кто собирался поменять машину, купить иномарку, заказать столь популярные японские модели «без пробега по РФ» или взять автокредит.
Что же произошло? Об этом рассказали эксперты автомобильного рынка — генеральный директор центра автокредитования Autotime Татьяна Крылова и руководитель отдела автоподбора Алексей Борзенков.
Но сначала — основные вехи августа, после которых, по мнению автоэкспертов, российский автомир уже не будет прежним:
1 августа проиндексировали в сторону повышения утилизационный сбор на ввозимые иномарки — новые и с пробегом;
9 августа Япония запретила экспорт в Россию новых и подержанных автомобилей с ДВС объемом свыше 1,9 литра, а также гибридов и электромобилей. Суммарно это практически половина всего предложения японских авто без пробега на российском рынке;
15 августа на внеочередном заседании Центробанка РФ ключевую ставку подняли до 12%, что повлияет на уровень доступности популярных у россиян в последние месяцы автокредитов.
Тройной удар по рынку
— Приходилось встречать в СМИ и такое название августа — «черный месяц». Авторынок Приморья — главный поставщик японских автомобилей без пробега по РФ — переживает сейчас тройной удар. Японские санкции сошлись с повышением утильсбора в России и падением рубля, — говорит Алексей Борзенков. — Конечно, рынок стал реагировать заранее, когда еще только появились первые слухи о возможных переменах. Как реагировал? Ажиотажным спросом, закупками автомобилей впрок и спекулятивным ростом цен.
По данным Владивостокской таможни, за прошедшие полгода в Приморье физлицами в целом ввезено 130 тысяч подержанных автомобилей из Японии и Кореи. Это в два раза больше, чем за первое полугодие 2022 года.
Рекордным стал июнь — в этот месяц в Приморье растаможили 28 тысяч машин. Для сравнения: в июне 2022-го — только 15 тысяч. Эксперты объясняют такой значительный рост и последствиями ухода из России западных автостроителей, и продолжающимся дефицитом новых машин.
Кстати, по наблюдениям приморских продавцов, из пришедших из-за моря машин в регионе остается не более 5–10%. Остальные разъезжаются по всей стране.
Утильсбор как защита от иномарок
С 1 августа в России вырос утильсбор на импортные авто. Это первая неприятная для автомобилистов августовская новость.
— Что такое утилизационный сбор? Это такой платеж, который уплачивается покупателем товара за его будущую утилизацию. В некоторых западных странах он введен даже в стоимость батареек, — объясняет эксперт Autotime. — Долгие годы Россия так хотела вступить во Всемирную торговую организацию, что, вступив, неслабо снизила ввозные пошлины на автомобили, в том числе и на авто с пробегом. То есть отечественный автопром оказался в слабой позиции.
В 2012 году и ввели этот утильсбор на иномарки, как меру по поддержке внутренних производителей. Правда, через два года утильсбор распространили и на российский автопром. Но для наших его компенсировали субсидиями.
Сегодня базовая ставка утилизационного сбора для обычного автовладельца, который ввез авто из-за границы для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, составляет 20 тысяч рублей. Далее включается коэффициент. Он в зависимости от возраста машины меняется — от 0,17 до 0,26.
В итоге для нового автомобиля утилизационный сбор составляет 3400 рублей, для автомобиля старше трех лет — 5200 рублей.
Так было до 1 августа. А как же ситуация выглядит сейчас?
С 1 августа в отношении стоимости утильсбора для основной массы обычных автомобилистов ничего не изменилось. Но поскольку утильсбор является важным инструментом регулирования российского рынка, то с его помощью вновь решили поддержать отечественного производителя.
Поддержать как обычно — подняв ставку. С 1 августа утилизационный сбор на новые и с пробегом легковые автомобили, легкие коммерческие автомобили, грузовики и автобусы, ввозимые в Россию для перепродажи, проиндексирован. То есть ставка утильсбора выросла:
на легковые автомобили в 1,7–3,7 раза;
на LCV в 2,5–3,4 раза;
на грузовики — в 1,7 раза;
на автобусы в 2,2–4,8 раза;
на электробусы — в 8,7 раза.
Легковые электромобили индексация не затронула.
Нужно отметить, что это повышение касается юридических лиц. Но не только их. Несладко придется и тем физлицам, кто ввозит машины для перепродажи (если более одного автомобиля в год), а также покупателям иномарок с объемом двигателя свыше трех литров.
— Если пересчитать индексацию на рубли, то думаю, что не сгущу краски, если скажу: картина пугающая. Смотрите, при ввозе новой машины возрастом до трех лет с объемом двигателя 3–3,5 литра теперь придется оплатить утильсбор в размере 970 тысяч рублей. А за авто до трех лет с объемом от 3,5 литра — 1,2 млн рублей. Но если машина старше трех лет, цифры резко возрастают — до 1,4 и 1,6 млн рублей соответственно. Понятно, что под этот удар в первую очередь попал ряд самых популярных у наших автомобилистов сегментов — «Прадо», «Паджеро», японские семейные минивэны. Но в Минпромторге РФ заявили, что благодаря оказываемым мерам господдержки, в частности компенсации уплаты утильсбора локализованным в России производителям, повышение не должно отразиться на стоимости машин российских производителей, — рассказал Алексей Борзенков.
Японские машины, которых больше не будет
Самой «ударной» новостью августа стал запрет японского правительства экспортировать в Россию почти половину всей традиционной номенклатуры автомобилей. Под полный запрет попали нескольких весьма популярных и востребованных в России классов новых и подержанных автомобилей с ДВС объемом свыше 1,9 литра, гибридов и электромобилей.
Вот некоторые из марок, экспорт которых теперь запрещен:
Toyota Prius;
Aqua;
Camry;
Land Cruiser;
RAV4;
Lexus RX;
Honda Fit Shuttle;
Mazda6 и другие.
В пакете антироссийских санкций Япония запретила даже больше, чем все ожидали. В этот список также попали грузовые вэны и грузопассажирские универсалы:
Toyota Probox / Succeed;
Nissan AD;
Mitsubishi Delica D3;
Nissan NV200;
Nissan NV100;
Suzuki Every;
Subaru Sambar.
Запрещены и поставки в Россию даже кей-вэнов и кей-грузовичков с моторами объемом до 660 кубических сантиметров. Эксперты Autotime прогнозируют, что ограничение экспорта также повлечет рост цен на нашем авторынке.
Что будет с ценами дальше?
Цены уже начали расти. И по всем прогнозам — продолжат. Как это отразится на покупательской способности — загадывать сложно. Скорее всего, спрос останется на прежнем уровне, так как альтернативы нет: либо брать по новым ценам, либо не брать.
— Я бы советовал тем автолюбителям, кто пока не принял окончательного решения о покупке машины, поторопиться. Автомобили есть, выбирать также есть из чего. Сейчас в продаже у нас машины и с пробегом по России, и ввезенные по старому утилизационному сбору. Их стоимость в целом пока примерно на прежнем уровне. Но, думаю, осталось немного времени, и цены пойдут вверх. Это неизбежно. Цены на гибриды и машины, которые попали под японские санкции, уже поднялись заметно. Поэтому кто задумался приобрести автомобиль в ближайшее время, лучше форсировать решение и сделать это сейчас. Потом будет дороже, — поделился Алексей Борзенков.
Нужен автомобиль — поспешите
И еще одна новость, которая также затрагивает интересы россиян, планирующих в ближайшее время приобрести автомобиль, — резкий рост ключевой ставки Центробанка РФ — до 12%.
— Причин повышения ключевой ставки ЦБ несколько, — рассказывает генеральный директор центра автокредитования Autotime Татьяна Крылова. — Связаны они, в том числе, и со снижением курса рубля, и с повышенным спросом на импорт, который, как известно, ограничен. Но если глубоко не вдаваться в эти экономические механизмы, то могу заметить, что ЦБ в июле увеличил ключевую ставку всего на один процентный пункт: с 7,5% до 8,5%. Причем, после значительного перерыва почти в год. Российские банки на это отреагировали, повысив ставки по автокредитам на 1–1,5%.
Но последнее повышение ставки, конечно же, более значительное. И стоимость автокредитов для наших клиентов подрастет пропорционально. Хотя нет ничего постоянного. Вспомните, как в марте прошлого года ключевая ставка выстрелила до 20% — это был исторический максимум. Но всего через полгода она опустилась до 7,5%.
Поэтому я советую автомобилистам следующее: если вам необходим автомобиль — приобретайте его сейчас, приобретайте его в кредит, если в нем есть необходимость. Возможно, сейчас вы возьмете машину под банковскую ставку выше, чем ранее, но зафиксируете цену автомобиля. Пройдет совсем немного времени, и автомобиль у вас вырастет в цене. Также всегда есть варианты сделать рефинансирование под меньшую процентную ставку. А вот ценообразование по автомобилям сегодня непонятное, и далее они дешеветь точно не будут. Поэтому нужно спешить с покупкой, — резюмирует Татьяна Крылова.
Центр автокредитования Autotime объединяет в себе ведущие банки в сфере автокредитования в режиме одного окна. Там вам помогут выбрать и оформить выгодный автокредит на любой автомобиль с пробегом, а также помогут этот автомобиль найти — бесплатно предоставят специалиста по автоподбору и дадут техническую гарантию на подобранный автомобиль. Подробнее — на сайте автотайм.рф.
ООО «Автокредит»
автотайм.рф
Автокредит предоставляется банками партнерами: ПАО РОСБАНК лицензия ЦБ РФ № 2272, ПАО «ВТБ» лицензия ЦБ РФ № 1000, АО «Тинькофф Банк» лицензия ЦБ РФ № 2673.