Российский авторынок за последние несколько лет сильно изменился. Ушли многие европейские дилеры, санкции сформировали каналы параллельного импорта, логистика стала дороже. А еще рынок постепенно захватывает китайский автопром — в основном на западе страны, но и на забайкальских дорогах стало всё больше «Танков», «Зикров» и других не узнаваемых с первого взгляда марок.
Кроме того, растет спрос покупателей на импортные авто из Азии напрямую. Не через официальных дилеров известных марок, а напрямую из страны-экспортера. 26 июля в Чите прошел круглый стол, на котором обсудили, что происходит с автомобильным рынком Забайкалья в эпоху глобальных санкций. Одним из спикеров стал Никита Шелехов, член торгово-промышленной палаты Забайкальского края и совладелец компании LikeAvto, которая занимается сопровождением сделок по привозу импортных авто в Забайкалье и другие регионы.
Видя устойчивый интерес покупателей к авто из Китая, автоэксперт задался вопросом, почему бы не превратить Читу в перспективный логистический хаб для ввоза машин из Китая. Эту идею обсудили на круглом столе.
Чита — перспективный хаб для импорта?
Традиционно логистические потоки автомобилей из Японии, Кореи и Китая сосредоточены во Владивостоке и Уссурийске. Ежемесячно сюда приходят более 10 тысяч импортных авто. И для этого логистические каналы, во-первых, обладают развитой инфраструктурой, во-вторых, большим опытом в этом деле.
Как отмечает Никита Шелехов, можно наблюдать, что логистика этих городов не справляется с возрастающим объемом импорта. Это, в свою очередь, создает дополнительные сложности для участников рынка. На помощь обычно приходит Благовещенск, где расположен пограничный переход. Но наиболее выгодный логистический маршрут, по словам автоэксперта, проходит через Забайкальский край и МАП «Забайкальский». Так почему же не создать в Чите условия для того, чтобы машины из соседа Китая легко и быстро приходили именно сюда?
— Спрос на авто из Китая растет. А у нас Китай под боком. Да и для конечного потребителя привезенное напрямую импортное авто будет на 10–15% дешевле, чем на такой же автомобиль, ранее завезенный и стоящий на продаже. Сейчас выгодно именно везти авто под себя. Конечно, тут всё зависит от марки. Если поток авто переключить на Забайкалье, ввозить, например, хотя бы 1 тысячу машин в месяц, это привлечет в край 1 миллиард рублей в год за счет выросшего объема рынка услуг, связанных с доставкой и растаможкой авто, — отмечает Никита Шелехов.
Конечно, везти машины из Китая, например, можно через Киргизию. Но, как отмечает Никита Шелехов, он не в восторге от такого логистического канала — тяжелая грунтовая трасса местности обеспечивает высокий риск повреждения авто. И снова всё идет к тому, что лучше прямого транзита Поднебесная — Забайкалье сложно что-то придумать. Но для этого в крае нужно создать условия и инфраструктуру обслуживания импорта автомобилей.
Что сделать, чтобы канал заработал?
По мнению совладельца LikeAvto, если Чита станет крупным логистическим центром импорта машин из Поднебесной, это будет интересно не только жителям края и близлежащих регионов. Например, так интереснее будет покупать машины и москвичам — Чита ближе Владивостока почти на 3 тысячи километров. А это сэкономленные на логистике деньги.
Кстати, из Китая можно привозить продукцию не только местного автопрома, но и другие марки — Toyota, Honda, BMW. Перспектива интересная и дает Забайкалью множество возможностей.
— У нас есть таможенный пункт «Забайкальский». Я общаюсь с коллегами из Владивостока, спрашиваю, почему не возите через Забайкальск? Обратная связь всегда такая — долго, дорого, непонятно, нет никаких рычагов контроля. А я вот как импортер из Забайкальского края всегда мечтал о том, чтобы возить именно через наш край, потому что как раз это позволяет мне больше контролировать качество доставки автомобилей, быстро участвуя в каких-то оперативных вопросах. Рядышком находимся, и хочется через родной регион возить. Это на самом деле, если посмотреть на карту, играет огромное значение. У нас машины, как правило, идут через Харбин, Чанчунь, Пекин. Китайцам всё равно, через что отправлять товар, а вот мы могли бы сэкономить время и деньги — это конкурентное преимущество нашего региона, — рассказывает Никита Шелехов.
Автоэксперт уверен: благодаря удачной локации Забайкалье может часть потока импортируемых авто взять на себя — хотя бы 1 тысячу автомобилей в месяц. Это четыре автовоза на 8 машин в день.
— Люди из Иркутска, Новосибирска и других городов летят во Владивосток, забирают машину и возвращаются своим ходом. Мы можем привлечь именно такой туризм — приехать за автомобилем, растаможиться. И это оживит параллельно экономику другую. Аэропорт будет требовать большего вливания средств, чтобы принять большее количество людей. На гостиничном, туристическом бизнесе это позитивно отразится. Тысяча автомобилей, на самом деле, в месяц — не предел. 2−3 компании, таких как мы, могут обеспечить такой объем спокойно.
Кроме того, Никита Шелехов отметил и зоны роста, которые, по его мнению, помогут реализовать проект. Во-первых, инспекторам таможни необходима квалификация, которая позволит оперативно справляться с тонкостями растаможивания автогруза. Во-вторых, нужно организовать большой склад временного хранения, который сможет разово содержать 350 единиц груза.
— Радостная новость — у нас заработала лаборатория для оформления свидетельства, удостоверяющего безопасность конструкции автомобиля (СБКТС). Лаборатория позволяет теперь людям прилетать к нам, получать автомобиль, получать ПТС и ехать в свой регион на законно оформленном автомобиле, — делится совладелец LikeAvto.
Как заметил спикер круглого стола, все факторы складываются так, чтобы автомобильный поток начал идти через Забайкалье. И сам регион к этому готов. Возможно, скоро потянутся по краю вереницы автовозов с новенькими импортными авто.
ИП Шелехов Никита Игоревич, likeavto.ru