На 17-м километре трассы Р-297 «Амур» Чита — Хабаровск установили нестандартный селеудерживающий барьер — сооружений с такими технологиями и размерами в России буквально единицы. Построили конструкцию на этом месте неслучайно: здесь в 2018 году сошел сель, который остановил движение по трассе на неделю. Заказчиком работ стал Упрдор «Забайкалье», в ведении которого находятся федеральные автодороги региона.
19 августа сооружение осмотрели губернатор Забайкалья Александр Осипов и руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, прибывший в Читу с рабочим визитом.
Обычно для защиты дорог от настолько крупных селей возводят дамбы, подпорные стены из железобетона, селепропуски, но в этом случае было принято решение использовать более надежную конструкцию, которая уместилась бы на ограниченной территории рядом с автодорогой. Строители возвели селеудерживающий барьер — в России такие применяли на Кавказе в районе Сочи.
Конструкция представляет собой систему из металлических стоек, между которыми натянута высокопрочная кольчужная стальная сеть. Она удерживает твердый сток, но при этом пропускает воду, а оттяжки с демпфирующими элементами гасят энергию потока. Главное преимущество такого решения — его компактность, благодаря чему защитное сооружение удалось разместить в полосе отвода автодороги. Высота барьера — 10 метров, а длина — 282, что делает его одним из самых больших в стране.
Необходимость строительства защитной конструкции появилась в 2018 году после схождения селя на 17-м километре автотрассы Чита — Хабаровск в районе мемориала памяти жертв политических репрессий 28 июля. Расчистка дороги от селевых масс тогда заняла больше недели, а движение было вновь открыто только 3 августа. Изыскания, проведенные после инцидента, показали, что в этом районе находится три селеопасных бассейна и существует высокая степень риска повторного схождения.
Работы по инженерной защите проводились в рамках первого этапа капитального ремонта участка с 10-го по 20-й километр. По контракту специалисты для безопасного и комфортного проезда подняли уровень земляного полотна, привели к нормативу дорожное покрытие и заменили водопропускные трубы с 16-го по 18-й километр. Всего на трассе «Амур» в пределах региона до 2026 года ремонтные работы развернутся на 23 объектах общей протяженностью более 200 километров.