Автомобильный рынок в России переживает глобальную трансформацию с 2020 года. Сначала на нем сказались ограничения во время пандемии коронавируса, а потом масштабные и беспрецедентные санкции со стороны западных государств.
Александр Корешков — эксперт авторынка и директор компании «Читаскансервис», официального дилера Scania, Sitrak, HoWo и DongFeng. «Читаскансервис» продает автомобили и сопровождает технику на протяжении всего срока ее эксплуатации, что достаточно редкое явление на авторынке.
Александр Корешков ответил на вопросы, которые интересуют многих. В особенности тех, кто работает с большегрузами или переходит на китайские легковушки. Эксперт уверен, что европейские страны не выдержат конкуренции с Поднебесной на рынке авто, и не только из-за санкций.
Директор «Читаскансервис» рассказал, как вырос китайский автомобильный экспорт в РФ с 2022 года, можно ли положиться на технику из КНР, как меняется жизнь дилеров после технологического разворота страны на Восток и что они готовы предложить клиентам в Забайкалье и за его пределами.
Европа уже не выдерживает конкуренции с Китаем
— В 2022 году рынок легковых и грузовых автомобилей пережил гигантскую трансформацию. Как вашей компании удалось быстро переориентироваться на китайский автопром?
— Наша сеть Scania, которая сейчас называется Big Wheels Group, — один из крупнейших дистрибьюторов компании Sitrak. Поэтому нам не пришлось изобретать велосипед, мы просто продолжили работать с надежными партнерами, как и прежде.
— Насколько российский потребитель адаптировался к китайской технике?
— Мы живем в интересное время, когда в экономике происходят тектонические процессы. С одной стороны, вообще можно сказать, что российские пользователи просто вынуждены привыкать к китайской технике. Я внимательно наблюдаю, как меняется легковой сегмент и ниша коммерческого транспорта в целом. Технический прогресс не стоит на месте, поэтому к 2030 году у нас уже должны быть альтернативные гибридные двигатели. Эта тенденция становится массовой в легковом сегменте и непременно перейдет в коммерческий транспорт. В целом можно сказать, что адаптировался вполне себе неплохо. Об этом говорят цифры.
— Китайская техника такая же надежная, как и европейская?
— Надежность техники измеряется в сроке ее службы. У любой техники есть цикличность, жизненный цикл коммерческого транспорта — 5–7 лет. Давайте посмотрим на лидеров, которых мы чаще всего видим на дорогах, те же федеральные транспортные компании. У них вообще срок службы техники 3 года. Спустя это время они полностью обновляют автопарк. Это еще обусловлено оптимизацией налогов. Но я так скажу, надежность техники в коммерческом сегменте имеет особое значение. Ведь иногда даже не ремонт, а простой техники может стоить гораздо больше, чем сама машина. Поэтому да, на китайскую технику вполне можно положиться. А учитывая сервисное обслуживание на весь период эксплуатации, так тем более.
Бизнес активно переходит на китайскую коммерческую технику
— Почему Sitrak набирает популярность на российском авторынке?
— Потому что Sitrak — это крупнейший производитель коммерческой и грузовой техники в Китае. Лидирующее производство в КНР по количеству проданных автомобилей. Они активно работают на экспорт, в 2023 году компания Sinotruk реализовала в России 36 тысяч автомобилей, еще 5 тысяч стояло на российско-китайской границе. Думаю, что в этом году она сохранит лидерство.
— В чем преимущества этого бренда?
— Во-первых, у группы компаний большая линейка техники. Во-вторых, Sitrak интенсивно зашел на мировые рынки после 2020 года. Когда у многих были проблемы с запчастями и нехваткой техники во время коронавирусных ограничений, а европейские производители не могли покрыть повышенный спрос, китайские компании оказались весьма кстати. Я помню, как в то время люди ждали машины сначала по восемь месяцев, потом ожидание выросло до 2 лет. Окончательно российский рынок европейской техники схлопнулся после февраля 2022 года.
— Когда китайская коммерческая техника начала появляться в России?
— Активно, наверное, с 2020 года. До этого периода доля техники китайского производителя в стране была низкой. Где-то с 2021 года импорт автомобилей из КНР в Россию вырос. Тем более с 2022 года, когда еще не было ограничения типа транспортного средства (ОТТС) и любой желающий мог пригонять технику из Китая в Россию. Сейчас всё изменилось, коммерческую технику теперь могут перевозить только официальные дистрибьюторы.
Забайкальские дилеры работают с техникой сегмента HCV — грузовики и автобусы до 16 тонн
— Чем конкретно занимается дилер «Читаскансервис»?
— Поставкой коммерческой техники от официальных китайских компаний в Россию и ее обслуживанием на протяжении всего периода эксплуатации. Существует избитая фраза, мол, «мы продаем не железо, а комплексное решение», и как бы пафосно она ни звучала, но по факту так оно и есть.
— Как выглядит традиционная линейка техники, которую вы продаете?
— Мы специализируемся на коммерческой технике сегмента HCV — это грузовики и автобусы с полной массой свыше 16 тонн. Конкретно ими мы и занимались, когда развивали бренд Scania в Забайкалье. Ну и, в общем-то, продолжаем заниматься, но есть небольшое «но»: с декабря 2023-го мы стали дилерами линейки среднетоннажных грузовиков Dongfeng — это легкий коммерческий транспорт. А в сентябре получили дилерство легкового сегмента Dongfeng. Начали с пикапов, в перспективе будем завозить легковые автомобили. Легковой сегмент требует наличие шоурума. У нас он в процессе постройки.
— Вы поставляете любую технику в регион — от тяжелых грузовиков до легковушек?
— Да. Сейчас мы развиваем три бренда. DongFeng, Sitrak и Scania. Но Scania сложно развивать, по факту, мы поддерживаем наших клиентов — занимаемся сервисным обслуживанием техники. Scania стоит отдать должное, это единственный бренд большой европейской семерки, который сохранил дилерскую сеть в России.
— Какие транспортные технические решения ожидаются в будущем?
— Появление двигателей для тяжелой коммерческой техники, работающих по другим физическим принципам. Это, прежде всего, электродвигатели — последовательные гибриды с генерацией электроэнергии при помощи водорода, дизеля или газа. Еще нас ожидает дальнейшее активное внедрение в конструкцию автомобилей искусственного интеллекта. Машины будут меняться, соответственно, и рынок тоже. Да он уже изменился. И далеко не факт, что европейские производители будут занимать лидирующие позиции. Если говорить об электромашинах, то в этом сегменте однозначный лидер Китай. Поэтому сейчас, когда я читаю новости о том, что в Европе закрывают заводы вроде Audi и Volkswagen, не выдерживая конкуренции с Китаем, я думаю, в будущем это коснется и коммерческой техники.