Авто интервью «В 12 лет уже мог собрать мотоцикл». Чемпион по автоспорту из Читы — о своем безумном хобби

«В 12 лет уже мог собрать мотоцикл». Чемпион по автоспорту из Читы — о своем безумном хобби

Он пережил поражения, травмы и победы

Евгений Железняк взял Кубок России в 2022 году

Обладатель Кубка России по автоспорту, победитель региональных чемпионатов, мастер спорта Евгений Железняк называет автокросс своим безумным хобби, без которого не получается жить. Мы поговорили с ним о трудностях, финансировании, травмах и победах.

Линия старта

— Сколько уже занимаетесь автокроссом и как к этому пришли?

— Всё пришло из детства. Отец занимался авторалли начиная с конца 70-х до самых 90-х. Папа помогал строить первую машину. Мы пригнали «Ладу-2105». Она была, можно сказать, пустой. Год примерно с ней возились, но собрали. Первая гонка была в Засопке, а потом еще на льду озера Кенон. Отца, к сожалению, уже нет. Думаю, он был бы рад моим успехам.

В 12 лет я уже мог разобрать и собрать мотоцикл. Наверное, в 16 лет уже умел управлять настоящим автомобилем, тогда это была «Волга-31029». Ну а потом вырваться из этого увлечения было невозможно. Начинал работать в автосервисе, чтобы более детально разобраться в машинах и набить руку. Конечно, получил образование автомеханика, потому что работа ответственная.

Уже с 2010 года стал заниматься автокроссом профессионально. Участвовал во множестве соревнований, начал в классе автомобилей с задним приводом ВАЗ-2107, в 2020 году построил новую спортивную машину для более мощного класса с передним приводом ВАЗ-2108. Первый раз решил выехать на финал России в Тюмень в 2021 году. Тогда был шестой из десяти. В 2022 году решил снова выступить в финале Кубка России по автокроссу в Новокузнецке, занял 1-е место и получил мастера спорта России по автомобильному спорту.

— Это ваша основная работа или всё-таки хобби?

— Основная работа у меня совершенно другая, а это безумное хобби, без которого уже не получается жить. За пределами трассы я семьянин и директор компании. Без автокросса я будто теряю себя, ресурс и становлюсь амебным, агрессивным даже иногда. Не люблю такие времена.

— А семья как относится к вашему хобби?

— Они, конечно, молодцы. Всегда меня поддерживают. Многие, наверное, послали бы куда подальше с этими гонками и машинами, а мне повезло. Никто не пилит, все относятся с пониманием. За это еще раз спасибо им.

Разгон

— Расскажите о гонках. Как попасть на Кубок России?

— Чтобы попасть на Кубок России, необходимо выиграть региональные — отборочную серию чемпионатов Дальневосточного и Сибирского округов. Они проходят в марте, мае, июне и сентябре. По итогам соревнований выбираются те, кто может поехать на Кубок России.

В этом году я выиграл региональные. Против меня сражался соперник, у которого машина была в два раза мощнее, а такое еще больше заряжает. Друзья сказали, что надо ехать на Кубок. Он проходил в Новокузнецке — почти 2800 километров от Читы. Подготовка — это огромная процедура. Надо автомобиль проверить, докупить что-то, протестировать. Друзья помогают в этом деле. Бывает, что на всю ночь можем засесть с машиной.

Внутри авто Евгения выглядит так

В этом году еще на самолете полетел, хотя обычно вместе едем. Ребята просто настояли, чтобы я туда пораньше прибыл, отдохнул и сил набрался, а они нагонят.

— Как машину перевозите? Есть КАМАЗ или что?

— Лучше. У нас есть фургон с прицепом для перевозки автомобиля. Мы на него машину загоняем, а потом едем до места соревнований. Путешествие длинное, но иначе из Читы никак не добраться. Да и все участники так добираются.

— Расскажите подробнее, как получили мастера спорта по автокроссу.

— Мастера получил в 2022-м в том же Новокузнецке. Выиграл тогда финал. Мы поехали своей командой: друзья и родной брат. Кто ближе живет, им проще. Чтобы выступить на финале по автокроссу, нужно подать заявки и пройти кучу процедур, медицинский и технический контроль, но кто хочет, тот добьется.

Самое классное — это награждение. Оно проходит в Москве. Туда все лучшие гонщики России приезжают.

Победа на Кубке России

Я первый раз, когда там оказался, поверить не мог, что это всё со мной в реальности. Владимир Чагин (российский автогонщик, семикратный победитель «Ралли Дакар» в классе грузовиков. — Прим. ред.) передо мной стоит, Кирилл Ладыгин (российский автогонщик, мастер спорта, победитель Европейской серии Ле-Ман в классе GTC, бронзовый призер гонки «24 часа Ле-Мана» в классе LMP2. — Прим. ред.), еще много звезд автогонок, и я такой простой из Читы. Эмоции, конечно, переполняют. Вручают медаль, денежный приз. Немаловажно и всеобщее признание. Понимаешь, что всё не зря.

Евгений с российским автогонщиком Дмитрием Брагиным (справа)

Занос

— А почему не получилось в этом году поднять Кубок России над головой?

— Честно, я вообще на эти соревнования ехать не хотел. Какое-то было предчувствие плохое, да и дел много. Как уже говорил, друзья настояли, и мы поехали. Меня уговаривать долго не надо. Подумал, взвесил, и погнали. На соревнованиях в финальном заезде я был на первой линии старта. Казалось бы, удача на моей стороне. Соперники очень опытные с не менее мощными автомобилями. Я на первом повороте в отрыв пошел в три корпуса. Чтобы вы понимали, корпус — это как целая машина. Потом иду на подъем первым. Тогда моя команда уже расслабилась. Думали, что всё, выиграл. На подъеме переключаю на пониженную передачу, а ничего не происходит. Вышла из строя коробка передач. Понял, что гонка для меня подошла к концу, а Кубок на моих глазах переходил другому автогонщику. Обидно.

 Какие эмоции вы испытывали?

— После того, как сошел с трассы, сел на землю, снял шлем, посмотрел вдаль, задумался. Во мне злость и обида кипели. Думаю про себя: «Да почему же так-то? Мы же готовились, а у меня какое-то невезение идет». Просто перед выездом тоже были трудности у ребят, да и в пути тоже. Хорошо, что в разных городах во время поездки есть к кому обратиться за помощью. Видимо, предчувствие не подводило меня. Хотя это тоже опыт.

Авария

— Часто ли случаются травмы? Не боитесь?

— Травмы, конечно, случаются. Не так давно повредил поясницу, образовалась грыжа. Долгое время пришлось восстанавливаться. Это и на работу влияет, и на мое настроение. Трасса просто была с кочками, да и где-то даже доходило до прыжков, а оттуда перевороты. Не каждый после такого без травмы останется.

— И после этого не думали снять шлем и завязать с гонками?

— Нет. Гонки — мое всё. Даже представить не могу, что меня может заставить бросить их.

Шлем после гонок

— Какие еще сложности встречаются на этапе подготовки к соревнованиям?

— Самая главная сложность — финансовая составляющая. Проблемой является отсутствие спонсоров. Мало кто соглашается спонсировать какого-то гонщика автокросса, несмотря на все его заслуги. Мне тоже неловко ходить, просить деньги, объяснять что, зачем и почему, но понимаю, что надо. Иначе как они, спонсоры, вообще обо мне узнают. Отчасти это связано и с тем, что у нас нет высокой популярности такого вида спорта, как автокросс. Об этом мало говорят не только в городе, но и в крае.

В работе с потенциальными спонсорами тоже есть разные ситуации. Например, один из предпринимателей просто взял и выделил 80 тысяч рублей, а второй вместо запрошенных 840 литров солярки дал 1 тонну, а потом еще и билеты оплатил.

Есть и негативный опыт. Пришел к одному из предпринимателей попросить масла, а он даже слушать особо меня не стал, а уже сразу: «А где моя реклама будет?» Отвечаю, что на машине. Он говорит: «Я тебе ее дам, приклеишь, а масло покупай по сниженной цене». Еще и фотографии ему надо было прислать потом в нескольких экземплярах. Видно, что человек не за тебя топит, а за свои деньги.

Пьедестал с шампанским

— Есть ли планы по развитию автокросса в крае?

— Конечно, очень бы хотелось, чтобы нас становилось больше и была школа какая-то, куда приходила молодежь. Тоже всё в деньги упирается и спонсорство. Тут дело такое, надо осознавать, что это всё затраты, причём личные. В социальной сети «ВКонтакте» есть сообщество «Федерация автоспорта Забайкальского края». Там как раз все анонсы соревнований публикуют, и результаты тоже. Там же, думаю, можно узнать, где и как начать карьеру автогонщика.

Конечно, стоит обратить внимание и на опыт. Нельзя взять любого парнишку и научить его ездить в гонках. Как минимум важен водительский стаж и само понимание, как управлять машиной правильно. Учитывая, что ее еще и собирать по большей части надо самому, стоит пройти курсы автомеханика. Ну и, конечно, получить образование.

Я как-то думал над тем, чтобы написать бизнес-проект по теме гоночной школы, но всё руки не доходят, да и там столько разных регламентов, что черт ногу сломит.

— Какая в вас мечта?

— Хотел бы поучаствовать в чемпионате России, ну и, конечно, выиграть его.

— Разве всё не ограничивается Кубком России?

— Нет, чемпионат — это уже другое. Заезды проходят в шести городах — Грозный, Курск, Омск, Пермь, Екатеринбург, Татарстан — на протяжении сезона, который поделен на шесть этапов. Надо с командой самому каждый раз туда добираться, ремонтировать машину своевременно. Затраты бешеные, но они должны того стоить. Это уже и уровень другой. Туда ездят со всей страны, из любого города и, наверное, при деньгах, а это значит, что машины очень мощные.

— Какой там принцип? Надо просто выиграть все шесть этапов?

— На протяжении шести этапов необходимо набирать максимальное количество очков, чтобы пройти в финальный заезд. Потом, конечно, попадаешь на награждение в Москву.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
Потеря статуса или наоборот? Зачем ЧГМА собираются преобразовать в университет
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления