Каждое третье воскресенье ноября в мире вспоминают жертв дорожно-транспортных происшествий — в 2024 году это 17 ноября. Причины аварий, в которых гибнут и страдают люди, могут быть разные, но некоторые из них повторяются особенно часто. О том, что это за причины и как сейчас обстоят дела с аварийностью в Чите, накануне Дня памяти жертв ДТП журналистам решили рассказать в месте, где можно наглядно ознакомиться с последствиями самых разных столкновений, — на специализированной стоянке в поселке Угдан.
Искореженные и поврежденные машины попадают сюда по нескольким причинам. Например, если водитель попал в больницу и некому убрать с дороги его автомобиль. Либо на машину не оказалось документов, а, возможно, у автолюбителя не было прав. Грубое нарушение правил дорожного движения, которое привело к аварии, также может стать причиной эвакуации авто на спецстоянку, и тогда получить разрешение, чтобы забрать его, можно будет только в случае оплаты штрафа. Плюс не нужно забывать про сопутствующие расходы на эвакуацию и время содержания на стоянке.
Эта спецстоянка в Угдане, куда попадают эвакуированные в Чите машины, принадлежит ООО «Спецпаркинг75». Важно, что машины, в которых погибли люди, на подобных стоянках не хранят — это отдельная история, когда транспортное средство становится вещдоком.
— Наши спецстоянки работают по договору с Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края. Заключается он на 5 лет. В парке у нас около 20 эвакуаторов, которые сюда доставляют автомобили. Мы незамедлительно прибываем туда, куда вызывают госавтоинспекторы — на место ДТП или задержания авто. Водителю эвакуатора передается протокол задержания, он привозит транспортное средство на стоянку, заполняет акт приема-передачи. И дальше человек, в отношении которого составлен административный материал, идет в ГАИ, устраняет причину задержания. Ему дают разрешение забрать машину со спецстоянки. Приходит сюда, оплачивает услуги эвакуатора, стоянки и забирает машину, — рассказал директор ООО «Спецпаркинг75» Алексей Макеев.
По его словам, компания зарабатывает на оказании услуг, получив на это право от властей. Из бюджета организации никто не платит. Причем эвакуировать на спецстоянку могут как легковушку, так и грузовик. Для этого в автопарке имеются самые различные машины — даже мощный американец Ford, который, в отличие от привычных эвакуаторов, может поднять передние или задние колёса задержанного авто и так доставить в нужное место.
И действительно, на спецстоянке, уже покрывшейся снегом, стоят и разбитые большегрузы, и легковые машины.
Одна из них — Toyota Cresta — оказалась здесь еще в июле 2024 года. Водитель иномарки летел по улице Амурской, превышая скорость, не справился с управлением и зацепил дорожный знак, а затем врезался в столб. Тяжелые травмы получил пассажир автомобиля, а водитель каким-то чудом не пострадал. Искореженную машину владелец забирать не спешит. За каждый час содержания на спецстоянке счет, который ему придется оплатить, увеличивается.
Говорят, что нередки случаи, когда этот счет может в какой-то момент превысить стоимость самой машины. В будущем такой автомобиль владельцы спецстоянки могут реализовать на торгах, чтобы покрыть часть своих затрат. Но владелец, если останется должен, обязан будет всё равно выплатить оставшуюся сумму, но уже по суду.
А этот ВАЗ-2107 попал в ДТП относительно недавно — 30 октября, когда на улице Казачьей в него влетел водитель Toyota Fielder. В результате аварии ранения получили два человека. К слову, у того, кто был за рулем японской машины, не было прав. Отечественное же авто оказалось на спецстоянке из-за того, что забрать с места аварии его было некому.
Старший водитель смены компании «Спецпаркинг75» Станислав Кан рассказывает, что за день на спецстоянку обычно доставляют от 3 до 10 машин. Часто бывает так, что авто доставляют и ночью. В основном в ДТП на них попадают нетрезвые водители. По его словам, сейчас, когда Читу засыпало снегом, работы прибавилось вдвойне.
Кстати, на спецстоянке могут оказаться оба автомобиля, попавшие в ДТП. К примеру, как Toyota Spacio, пьяный водитель которой выехал на встречную полосу, и Toyota Carina, которую на той встречной полосе он нашел. Два человека в результате аварии оказались в больнице. На спецстоянке побитые автомобили стоят менее месяца.
А бывают, причем нередко, и случаи, когда за рулем машины не оказывается водителя — автомобиль на жесткой сцепке перегонщики везут из Владивостока. На спецстоянке рассказывают, что подобные авто поступают сюда примерно раз в месяц. Как, скажем, Toyota, крепление которой оторвалось прямо на трассе. Малолитражка вылетела на встречную полосу, где столкнулась с «Газелью» — отечественная машина теперь восстановлению не подлежит. А иномарка, не доехавшая с Японии до своего нового хозяина, оказалась без документов и теперь стоит под слоем снега в ожидании, когда ее кто-нибудь заберет.
Начальник отдела ГАИ УМВД России по Чите, подполковник полиции Владимир Кулаковский, который также приехал накануне Дня памяти жертв ДТП на спецстоянку в Угдане, рассказал, что основная причина дорожно-транспортных происшествий в краевой столице — это пренебрежение правилами дорожного движения.
— Люди не всегда отдают себе отчет в том, что они делают за рулем. Превышают скоростной режим, нарушают правила проезда перекрестков, не соблюдают очередность проезда. Чаще всего ДТП в Чите происходят при проезде регулируемых или нерегулируемых перекрестков. Один из водителей допускает столкновение с другим. Дальше идет несоответствие выбранной скорости конкретным дорожным условиям. Например, в снежную погоду, когда соблюдать скоростной режим нужно обязательно, — отметил Владимир Кулаковский.
По его данным, с начала года (по состоянию на 15 ноября) в Чите было зарегистрировано более 3,5 тысячи ДТП, из которых в 267 случаях пострадали или погибли люди. Смертельных аварий в краевом центре за этот период зарегистрировано 17, что на 37% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Людей, пострадавших в авариях, стало на 7% меньше — 298 раненых.
Одно из частых сопутствующих явлений при ДТП — это отсутствие прав у водителей. Таких случаев зарегистрировано 148. А в 48 авариях были выявлены нетрезвые автолюбители (либо они отказались от медицинского освидетельствования).
Подполковник добавил, что ситуации на дорогах бывают разные, но самое главное, если и водители, и пассажиры пристегиваются ремнями безопасности, то тяжкие последствия при ДТП наступают кратно меньше. Но лучше, конечно, в аварии и вовсе не попадать, соблюдая правила и не садясь за рулем нетрезвым или без прав. А разбитые машины на спецстоянке — просто немое напоминание об этом.