Недорогую машину за 1,2 миллиона рублей могут позволить себе 17,8% забайкальских семей. К такому выводы пришли эксперты «РИА Рейтинг».
Согласно исследованию, в среднем в 2024 году в России доля семей, для которых доступно в финансовом плане приобретение в кредит и владение новым недорогим по сегодняшним меркам автомобилем (стоимостью 1,2 миллиона рублей), составила 17,6%. Как показали результаты рейтинга, доступность автомобиля для российских семей в текущем году снизилась главным образом из-за роста цен на автомобили и увеличения ставок кредитования.
В рейтинге сказано, что Забайкальский край по доступности покупки нового автомобиля находится на 26-й строчке среди регионов России. При этом средний по стоимости новый автомобиль (за 2,9 миллиона рублей) в крае могут купить в кредит и содержать 6,3% семей.
На первом месте в рейтинге оказался Ямало-Ненецкий автономный округ, где больше половины семей могут позволить себе недорогой автомобиль, а больше четверти — средний по цене. На втором месте Магаданская области, а на третьем — Чукотка. Вместе с тем для большого количества семей в значительной части регионов России приобретение нового даже недорогого в текущих реалиях автомобиля без значительных сбережений является труднореализуемой задачей. В 21 регионе менее 10% семей могут приобрести в кредит и без особых сложностей обслуживать такую машину.
Эксперты также отмечают, что российский рынок автомобилей в 2024 году продолжил положительную динамику прошлого года. Согласно данным агентства «Автостат», за прошедшие 11 месяцев 2024 года в России был продан 1 447 841 новый легковой автомобиль — на 54,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В части автокредитования, по данным Центробанка РФ, также наблюдались очень высокие темпы роста. За 10 месяцев 2024 года портфель автокредитов на балансах банков увеличился на 845 миллиардов до 2,6 триллиона рублей (+60% с начала года). Для сравнения: за аналогичный период 2023 года прирост составлял 33%, или 396 миллиардов рублей.
Как считался рейтинг
В качестве индикатора доступности в рейтинге выступает доля семей, которые имеют возможность осуществлять ежемесячный платеж при приобретении нового автомобиля в кредит, тратить деньги на надлежащее полное содержание автомобиля и осуществлять повседневные расходы. Эта доля оценивалась на основе распределения работающих по величине зарплат в каждом регионе. Объем кредита рассчитывался при первоначальном взносе в 20% от стоимости машины и сроке кредита 3 года. Помимо кредита, учитывались и другие расходы, связанные с пользованием автомобилем: каско, ОСАГО, стоимость бензина, текущее обслуживание, ТО, покупка и сезонная смена резины, налоги, платные парковки и ряд других. Расчет осуществлялся на основе данных за 2024 и 2023 годы.
Семейные доходы от трудовой деятельности учитывали выплату НДФЛ и скорректированы в соответствии с региональным прожиточным минимумом на каждого члена семьи. Согласно модели, предполагалось, что 50% средств, оставшихся после вычета из семейного бюджета прожиточных минимумов, идет на содержание автомобиля и выплаты по кредиту, а вторая половина семейного бюджета — на прочие расходы. Анализ проведен независимо для девяти типов состава семьи. Результирующая доля определена как средневзвешенное значение из этих девяти типов. Рассмотрены семьи, в которых хотя бы один человек имеет работу.
Зарплаты, стоимость страхования, стоимость бензина, расходы на содержание автомобиля и прочие параметры учитывались для каждого региона в отдельности.
Для регионов Крайнего Севера, Москвы и Санкт-Петербурга расход топлива автомобилей брался как равный городским условиям, для других регионов расход считался из показателей смешанного цикла.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.