
«Ростелеком» обслуживал камеры в Чите и пригороде
Камеры на дорогах в Чите и пригороде начали устанавливать по концессии в 2015 году, когда такой вид договорных отношений еще не был мейнстримом. В выигрыше были все — концедент в лице краевой власти получал систему профилактики и контроля, а также дополнительные деньги в бюджет, а ПАО «Ростелеком» (концессионер) — возможность получить выгодный контракт на долгие годы, потому что туда входило и постоянное обслуживание комплексов фотовидеофиксации. Но с первого дня 2025 года это соглашение действовать перестало.
Что это значит для автомобилистов, кто теперь отвечает за камеры, приходят ли с них штрафы, куда исчезли с дорог треноги и что об этом думают все заинтересованные стороны процесса — в нашем тексте.
Снова переходный период
Концессионному соглашению в 2025 году исполнилось бы 10 лет. Дословно называется оно так: «О проектировании, создании, реконструкции и эксплуатации автоматизированной системы видеоконтроля дорожной ситуации, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на территории Забайкальского края и рассылке почтовых уведомлений собственникам транспортных средств с постановлениями о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения». Длинно, но суть быстро стала ясна каждому автовладельцу. Подписывали документ уже несуществующее Министерство территориального развития края и тогда еще ОАО «Ростелеком» (РТК), которое теперь ПАО, а камерами в регионе заведует Минстрой.

Комплексы фиксации бывают стационарные, передвижные и мобильные
Условия тоже были понятные. РТК покупает оборудование за свой счет, устанавливает его и начинает эксплуатировать, передав затем в собственность края. Обязательный объем инвестиций — не менее 500 миллионов рублей. Зафиксированные камерами нарушения должны были обрабатываться в специальном здании — там разместился Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП), находится он в ведении краевого управления Госавтоинспекции. Около него еще каждый день ближе к 14:00 выстраивалась очередь возмущенных автолюбителей, пришедших опротестовать свои штрафы. Все деньги, взыскиваемые с помощью этого оборудования, зачисляются в краевой бюджет, а «Ростелеком» получает по 350 рублей с каждого выписанного постановления. Это принцип компенсации вложений, заложенный в соглашении.
В начале мая 2023 года замминистра строительства региона Сергей Кривощеков заявил, что концессионное соглашение с «Ростелекомом» продлят до конца 2024-го. Но что-то пошло не так — в конце мая соглашение закончилось, а судьба почти сотни появившихся за 8 лет в Чите и за ее пределами камер оказалась в подвешенном состоянии. Соглашение вовремя не успели продлить (сделать это по закону можно только один раз) из-за бюрократической возни, а новый конкурс на содержание камер не объявляли, так как продлиться было выгоднее, чем искать нового подрядчика. Буквально через неделю Кривощеков покинул свой пост, правда в феврале 2024 года он снова занял аналогичную должность и сейчас опять комментирует тему в очередной переходный период.

Сергей Кривощеков
Такая заминка привела к тому, что почтовые уведомления о штрафах временно перестали приходить автовладельцам. А подрядчик «Ростелекома» — компания «Эверест» — прекратила ставить передвижные приборы фиксации нарушений ПДД «Арена». Позже выяснилось, что камеры в период затишья всё же работали, а после продления соглашения штрафы вновь начали приходить водителям, часть из них, получается, с опозданием. И снова появились на дорогах «Арены».
А в январе 2025 года замминистра строительства края Сергей Кривощеков сообщил «Чита.Ру» в ответе на запрос, что продлять соглашение с «Ростелекомом» регион не будет, поэтому придется искать нового подрядчика для обслуживания камер. Отдельно он отметил: «Критические перебои в работе автоматизированной системы видеоконтроля дорожной ситуации и обработке информации, а также рассылке почтовых уведомлений не ожидаются».
Позиция «Ростелекома»
В Бурятском филиале ПАО «Ростелеком» подтвердили, что срок концессионного соглашения истек 31 декабря 2024 года. И дальше продлить его невозможно по действующему законодательству. Соответственно, указывает бывший концессионер, заказчик должен провести новую закупку для поиска подрядчика.
— «Ростелеком» открыт и готов к дальнейшему сотрудничеству в рамках оказания услуг по обслуживанию комплексов автоматической фотовидеофиксации и видеонаблюдения на территории Забайкальского края, — говорится в ответе.
К этому мы еще вернемся, а пока есть уникальная возможность взглянуть, что было сделано в крае за время действия концессионного соглашения. «Ростелеком» ведь ставил не только комплексы в Чите и пригороде, которые фиксируют нарушения ПДД, но и видеокамеры для системы «Безопасный город».

Камеры используют для охраны правопорядка
Первый этап проекта реализовали в августе 2015 года — тогда в крае внедрили систему автоматической фотовидеофиксации, которая включала 26 стационарных камер (их концессионер называет рубежами), пять мобильных комплексов фиксации нарушений ПДД (например, комплекс «Дозор М», который ставится в патрульный автомобиль) и 30 передвижных комплексов фиксации нарушений скоростного режима (так называемые треноги).
В 2016 году в рамках второго этапа проекта «Ростелеком» установил еще 63 стационарные камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД и 135 камер наружного видеонаблюдения (в том числе четыре камеры видеомониторинга транспортного потока). В мае того же года в Чите на улице Кочеткова, 2б запустили в эксплуатацию реконструированное здание, где разместились ЦАФАП и Центр обработки данных системы (ЦОД) с новым серверным оборудованием, сделали там видеостену. Всё это позволило получать и обрабатывать данные с камер и комплексов в режиме реального времени. Общий объем инвестиций в проект составил более 1,2 миллиарда рублей.
За время действия концессионного соглашения с «Ростелекомом» на территории Забайкальского края было зафиксировано более 3,5 миллиона нарушений, пресечено более 2 тысяч инцидентов в сфере охраны правопорядка, выявлено более 800 возгораний, оказано содействие УМВД края по раскрытию более 1,5 тысячи неправомерных деяний со стороны граждан.
— Для компании «Ростелеком» исполнение концессионного соглашения является первым, самым длительным (9 лет) и успешным опытом реализации столь масштабного проекта в сфере транспорта на территории Забайкальского края. В целом по стране «Ростелеком» создал системы фотовидеофиксации в более чем 50 субъектах РФ, — добавили в компании.

Камеры зафиксировали несколько миллионов нарушений
Позиция Минстроя Забайкалья
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края не отрицает, что сфера фотовидеофиксации нарушений ПДД в регионе сейчас переживает переходный период. Нового подрядчика для обслуживания камер пока нет — его, что следует из уже мартовского ответа на запрос «Чита.Ру», всё еще планируют найти через госзакупки. Тем временем «Ростелеком» постепенно передает краю всё имущество, которое находится в региональной собственности, но было в оперативном управлении у концессионера. А в самой компании на это отвечают, что после завершения концессионного соглашения передали необходимую информацию и рекомендации по обслуживанию комплексов фотовидеофиксации и видеонаблюдения в Минстрой. Значит ли это, что в данный момент информация с камер о нарушениях перестала поступать в ГАИ? Нет.
— Независимо от того, что концессионное соглашение с «Ростелекомом» больше недействительно, идет процесс передачи имущества, камеры фотовидеофиксации продолжают работать в штатном режиме, и штрафы поступают в бюджет Забайкальского края, — сообщил в ответе на запрос замминистра строительства края Сергей Кривощеков. При этом не стал уточнять, сколько денег получил бюджет края с 2015 года за счет штрафов, выявленных комплексами фотовидеофиксации.
То есть и без действующего подрядчика данные с камер продолжают поступать, но, что подтверждают и в Минстрое, не со всех. Например, сейчас вообще не используются передвижные камеры-треноги «Арена» и «Скат», которые обслуживались ПАО «Ростелеком» по концессионному соглашению. Более того, по состоянию на 21 марта 2025 года в ГАИ перестала поступать информация с 34 стационарных камер (места их расположения не раскрываются). Причину неработоспособности практически трети установленных комплексов в министерстве не называют. Но можно предположить, что часть из них банально могла выйти из строя по самым разным причинам. Возможно, и в тот период, пока идет передача оборудования после окончания действия концессионного соглашения. А может быть, и до этого — разбираться с этим в любом случае сторонам закончившегося соглашения.

По новому закону треногам запретили «прятаться»
К тому же, как рассказал «Чита.Ру» замминистра Кривощеков, данные с части комплексов фотовидеофиксации перестали учитываться в ЦАФАП из-за изменившегося федерального законодательства. Количество таких комплексов не уточняется.
Сначала были внесены изменения в федеральный закон, а потом приняты постановления правительства РФ, вступившие в силу с 1 сентября 2024 года. Власти страны так утвердили новые правила установки и применения дорожных камер, а также передачи данных с них. Например, был утвержден строгий перечень мест, где можно поставить комплекс. Также указано, что информация о местах установки стационарных и передвижных средств фиксации, а также маршрутах движения транспортных средств с размещенными на них мобильными средствами фиксации должна быть общедоступной и размещаться на сайте МВД.
— Управлению ГАИ УМВД России по Забайкальскому краю необходимо обеспечить исполнение предписаний, установленных федеральным законом. <…> Изменения в федеральном законодательстве создали определенные сложности при установке новых комплексов. Например, чтобы установить комплекс для снижения скорости при приближении к пешеходному переходу, нужно смонтировать его так, чтобы в зону контроля попал сам пешеходный переход. Сделать это бывает сложно, так как необходимая инфраструктура (опоры освещения) в нужной точке может отсутствовать. Анализ ДТП, проведенный Госавтоинспекцией, показывает, что большая часть аварий совершается на так называемых перегонах — участках дорог между населенными пунктами. А такие места, как правило, в перечень мест установки, согласно федеральному закону, не попадают, — объяснил Кривощеков.

Эффект от появления камер в Чите в ГАИ стали отмечать уже в первые годы действия концессии
Он добавил, что новые камеры, например, можно ставить в местах концентрации ДТП, но теперь по закону, как только они перестанут таковыми быть, комплексы придется перенести.
— Дополнительной проблемой при размещении новых комплексов является длительный срок присоединения к сетям электроснабжения филиала «Россети Сибирь» — «Читаэнерго». К сожалению, данная проблема коснулась не только всего населения Забайкальского края, но и этого направления деятельности, — уточнил замминистра.
Позиция ГАИ
Начальник управления ГАИ УМВД России по Забайкальскому краю Илья Уланов также подтвердил «Чита.Ру», что вся информация с комплексов автоматической фиксации поступает напрямую на серверы хранения данных МВД, без посредников. То есть для Госавтоинспекции, которая не была стороной концессии, но действует по соглашению об информационном взаимодействии с правительством края, по большому счету всё равно, кто обслуживает камеры, принадлежащие региону.
— Начало, продление либо окончание срока действия концессионного соглашения не влияет на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях. Более того, период передачи имущества не является так называемым периодом простоя системы и способом освобождения от ответственности за совершение правонарушений, — объяснил Уланов.

Какие камеры не передают данные сейчас — неизвестно
Он особо подчеркнул, что МВД при помощи комплексов автоматической фиксации не только выносит постановления по делам об административных правонарушениях, но и занимается розыском лиц и транспорта. И добавил, что передвижные комплексы автоматической фиксации, которые в народе называют треногами, сейчас действительно в крае не выставляются, так как кончился договор на их обслуживание. Но это не значит, что «Арены» и «Скаты» не появятся на дорогах вновь. Просто применять их, когда появится новый подрядчик, будут с учетом изменившегося законодательства, то есть в местах концентрации ДТП, на аварийно-опасных участках дорог или на пешеходных переходах, и при соблюдении прописанных в постановлениях правительства РФ обязательных требований.
По данным ГАИ, всего на территории Забайкальского края в 2025 году эксплуатируется 187 комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД: 152 стационарных, 30 передвижных и пять мобильных. На территории Читы установлено 92 стационарных комплекса, на автомобильных дорогах края — 60 (речь о дорогах регионального и межмуниципального значения, так как на федеральных трассах камеры, установленные в 2022 году, на данный момент демонтированы — идет поиск подрядчика для их обслуживания).

В статистике разбивка по категориям дорог не предусмотрена. При этом в 2023 году заработали 60 комплексов на региональных и межмуниципальных дорогах края
— Комплексы оказывают огромное влияние на выработку законопослушного поведения и дисциплины на автомобильных дорогах края. Для примера можно привести улицу Магистральную и автомобильную дорогу «Обход города Читы», — резюмировал Уланов.
***
Стационарные камеры в Чите и ближайшем пригороде, если верить официальным ответам, пусть и не все, но пока работают. А где точно не работают — никто честно не скажет. Может быть, учитывая все пертурбации, неработающих комплексов гораздо больше, потому что сейчас пристального пригляда за ними нет. Но даже если так — лучше правила дорожного движения всё равно не нарушать. К тому же, что очевидно, работа «Ростелекома» за эти 9 лет не прошла даром — всё-таки за это время автомобилисты в краевой столице привыкли, что, заехав за стоп-линию на красный, получишь штраф, превысишь скорость в центре — тоже. Перед глазами есть примеры других городов, где система фотовидеофиксации нарушений ПДД развита не столь сильно. И действительно поражаешься, насколько водители в Чите дисциплинированнее.
Другой вопрос, что переходный период после окончания срока действия концессионного соглашения явно затягивается. Кто в этом виноват — знают только обе стороны процесса, где одна оборудование из оперативного управления передает, а вторая принимает. Но есть ощущение, что происходит это не так гладко, как хотелось бы, а часть точно неработающих камер взялась не с потолка. И пока это действо не завершится, начать поиск нового подрядчика будет проблематично. А это значит, что вот уже три месяца комплексы, и в первую очередь речь о стационарных, не обслуживаются. Что, без сомнения, может приводить к поломкам и выводить из строя те камеры, которые сейчас еще работают. Да и треноги сами себя на дорогах, пусть и в специально отведенных местах, не поставят.
И касается эта проблема в первую очередь Читы и пригорода, потому что камеры на региональных и межмуниципальных дорогах обслуживает другой подрядчик, а федеральные дороги и вовсе пока остаются неприкрытыми, в чём нужно разбираться отдельно. Да, той самой Читы, где сконцентрировано огромное количество транспорта, а водители убеждены, что камеры за ними как следили пристально, так и будут следить. Наверное, не нужно их в этом переубеждать.

С камерами на дорогах всё же спокойнее
Накануне выхода этого текста редакция «Чита.Ру» провела опрос среди подписчиков в своем telegram-канале. В опросе приняли участие около 1,5 тысячи человек, из которых 23% ответили, что в последнее время штрафы им не приходят совсем, 11% выбрали вариант «приходят, но заметно реже», а 10% сообщили, что ничего не изменилось — штрафы приходят, как приходили. При этом 56% участников опроса просто решили посмотреть ответы. В любом случае можно сделать вывод, что штрафы с камер забайкальцам всё же продолжают приходить — даже в небольшом опросе это отметили около 300 человек.
