С 1 января 2011 года в России начал действовать техрегламент, запрещающий производство бензина АИ-80.
По этому регламенту топливо класса «Евро-2», то есть бензин марки АИ-80 и АИ-92, может производиться до 31 декабря 2010, «Евро-3» - до 31 декабря 2011 года, «Евро-4» - до 31 декабря 2012 года.
Однако, производство самого популярного топлива в России – бензина марки АИ-92 продлено до 31 декабря 2015 года, в связи с внесением корректив в регламент. По мнению заместителя директора по развитию компании «Эталон Плюс» Михаила Малышева, для этого есть объективные причины: «При внедрении нового регламента качества топлива, который должен был гармонизировать наши стандарты с европейскими, было упущено состояние автопарка России, отстающего от европейского на 20–25 лет. По разным данным, количество транспорта, ориентированного на 92-ой бензин, в России составляет от 80 до 90%. Одним из ключевых факторов явилась и неспособность многих отечественных заводов обеспечить производство топлива стандарта «Евро-3» на технологическом уровне. Попросту говоря, у заводов нет оборудования для производства нужного количества АИ-95».
С 1 января 2011 года производство АИ-80 для нужд внутреннего рынка России прекращено. На данный момент на АЗС «Эталон Плюс» этот вид топлива пока ещё есть в свободной продаже, но, по предварительным данным, его запасов хватит на 1,5–2 месяца, далее розничная продажа бензина прекратится, и его отпуск будет производиться только по топливным талонам, находящимся в обороте.
Как считает собеседник агентства, один из самых болезненных вопросов на сегодняшний момент — заправка техники госучреждений, коммунальных служб и сельхозпредприятий.
«С начала года мы отказались от участия практически во всех аукционах на поставку нефтепродуктов для государственных нужд, где предметом торгов являлся бензин марки АИ-80. Ведь на сегодня автомобильный парк многих силовых структур и учреждений здравоохранения Забайкальского края почти наполовину укомплектован техникой, которая, кроме как на 80-ом бензине, ездить не может. Надежда только на забайкальских «кулибиных», которые смогут настроить двигатели так, чтобы затраты на ремонт после езды на альтернативном 92-ом бензине были минимальны», - рассказал Малышев.
Парк грузовых машин сельхозпредприятий состоит в основном из ЗИЛов и ГАЗов, которые ездят на 80-ом. Заменить его крестьяне смогут 92-ым. Помимо расходов из-за разницы в цене, траты возрастут и на запчасти.
Руководитель предприятия «Целинный» Виктор Колесников считает запрет бензина акцией против сельского хозяйства: «Те, кто пользуется национальным достоянием, пытаются положить в свой карман как можно больше денег. А крестьяне будут, образно выражаясь, доживать свой век в нищете. Никакой поддержки нам, кроме болтологии, со стороны руководства страны нет».
В пример он приводит отсутствие поддержки государства, кредитование сельхозпроизводителей, которое не могут получить 60-летние фермеры, и многое другое.
«Подобные меры одна за одной ведут к тому, чтобы продовольствие шло из-за бугра. Причины тут понятны — те, кто управляет этими бумажками, получают зелёные бумажки. Мы как обезьяны — копируем всё с заграницы. Например, обязательное включение ближнего света. Летят аккумуляторы, горят лампочки — для кого это всё? Для народа? Я как депутат Госдумы второго созыва знаю всю эту кухню — такие новшества лоббируются без проблем», - говорит Колесников.
Не нужно быть провидцем, чтобы понять, что исчезновение бензина АИ-80 заставит автовладельцев оставлять на АЗС большие суммы. По результатам опроса россиян, проведённого ВЦИОМ в ноябре прошлого года, серьёзное увеличение расходов прогнозируют 68% из 1600 респондентов. 22% готовы к небольшим расходам, и лишь три процента заявили, что запрет 80-го на них не отразится. Кроме того, этот опрос показал, что бензин АИ-80 используют 5%, АИ-92 — 64%, а бензин АИ-95 — 19% автомобилистов.