Газимуро-Заводский район – один из немногих в Забайкальском крае, где есть промышленное предприятие, которое не думает о выживании, а стабильно наращивает объёмы добычи и переработки руды. Правда, до 2009 года Ново-Широкинский рудник похвастать тем, что рабочие перевыполнили годовой план на 23%, как это случилось в 2016-м, не мог. Более того, ни обогатительной фабрики, ни производства свинцового и цинкового концентратов у предприятия не было.
Ново-Широкинское полиметаллическое месторождение – самое крупное в Забайкалье - открыто в 1957 году. В 1970 году Нерчинский полиметаллический комбинат начал в Газимуро-Заводском районе строительство рудника, которое было приостановлено в 1993 году из-за отсутствия государственного финансирования.
В 1990-е годы предприятие несколько раз меняло владельцев, и было сохранено совместным усилиям коллектива, властей Читинской области и Газимуро-Заводского района, которым удалось спасти шахту от затопления, а цеха с оборудованием – от разграбления.
Новая жизнь рудника началась в 2002 году, когда месторождение приобрел международный холдинг Highland Gold Mining Ltd (HGM). В сентябре 2004 года холдинг получил 20-летнюю лицензию на его отработку. В 2004-2006 годах велись проектные, подготовительные и ремонтно-восстановительные работы, проводилось бурение, строился вахтовый посёлок, котельные, склады, водоводы, другие объекты инфраструктуры.
В декабре 2006 года 48,3% акций предприятия приобрела казахстанская компания «Казцинк». Два инвестора разрабатывали месторождение на паритетных началах, запустив обогатительную фабрику в 2009 году. Спустя два года HGM выкупил пакет акций «Казцинка», увеличив свою долю до 96,6%.
Сейчас Ново-Широкинский рудник – одно из самых успешных горнодобывающих предприятий в Забайкалье. В частности, оно занимает лидирующие позиции в регионе по добыче золота, ежегодно наращивает объёмы производства цинкового и свинцового концентратов.
Производство нон-стоп
Концентраты на обогатительной фабрике Ново-Широкинского рудника упаковывают в белые мешки, похожие на те, что дачники используют под картошку, только значительно большего размера. В один такой мешок вмещается одна тонна концентрата, на производство которого уходит в среднем 50 тонн руды, добытой в местной шахте.
Фабрика работает круглосуточно в две смены. За работой оборудования одновременно следят около 40 работников предприятия – мельников, флотаторов, бункировщиков, машинистов насосных установок, машинистов питателей, растворщиков реагентов, фильтровальщиков.
Всего на руднике трудятся около 1,2 тысячи специалистов, многие из которых приехали из регионов Сибири, есть - из Казахстана.
По словам председателя профкома рудника Елены Якимовой, на предприятии есть свой научно-технический центр, большинство сотрудников имеют образование по профессии, сейчас 98 ключевых специалистов заканчивают обучение в вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска, получая специальности, связанные со спецификой работы на руднике.
Камень – мельница – мешок
Григорий Спицин окончил Иркутский политехнический институт по специальности обогатитель, работал главным технологом на вольфрамовом предприятии в Республике Бурятия, сейчас занимает должность старшего технолога на фабрике Ново-Широкинского рудника, где отслеживает все технологические процессы от измельчения породы до упаковки концентрата в мешки.
«Руда из шахты поступает на мельницы, где происходит измельчение и классификация на пески и негабариты, которые поступают в отдельные корзины. Измельчённая порода отправляется на комплексное обогащение – флотацию и гравитацию. Основное оборудование фабрики – флотационные машины, которые отделяют ценный компонент от пустой породы. Месторождение полиметаллическое, поэтому сначала происходит коллективное разделение минералов, а затем селективное – цинк и свинец отправляются по отдельным производственным линиям», - рассказал Спицин.
В процессе гравитации компоненты разделяются по плотности – цинк и свинец тяжелее, чем пустая порода. Далее ценный компонент попадает в чаны с водой – отделение сгущения, где будущий концентрат отстаивается, выделяя лишнюю жидкость. Подсохшая смесь проходит через спиралевидные фильтры, где доводится до необходимой плотности. Конечный пункт – цех загрузки, в котором готовый концентрат упаковывают в мешки. По словам Спицина, за сутки фабрика производит около 100 тонн концентрата.
Процесс производства механизирован, но без ручного труда фабрика работать не может.
«Для процесса флотации необходимо, чтобы в машины поступал воздух и реагенты. За этим следят специалисты, в основном, девушки. Они выставляют параметры дозировки реагентов, открывают и закрывают воздушные клапаны флотационных машин. Качество руды при измельчении контролируют мужчины-мельники, которые при необходимости заправляют оборудование металлическими шарами», - уточнил Спицин.
Реконструкция на миллиард
По словам заместителя директора по экономике и финансам Ново-Широкинского рудника Михаила Кавинина, предприятие ежегодно наращивает объёмы производства. До 2018 года руководство рудника намерено вложить в модернизацию свыше одного миллиарда рублей, после чего плановые показатели будут увеличены вдвое.
«Фабрика была запущена в октябре 2009 года. Тогда план добычи и переработки руды составлял 300 тысяч тонн. В 2016 году мы рассчитываем переработать 760 тысяч тонн руды. За полугодие мы добыли 400, переработали 370 тысяч тонн породы. По сравнению с прошлым годом объёмы выросли на 23%. Кроме того, план по добыче золота за шесть месяцев перевыполнен на 8%», - сказал Кавинин.
Увеличение объёмов связано, в частности, с падением мировых цен на продукцию предприятия.
«Повлиять на рынок металлов мы не можем, поскольку мы неосновные добытчики свинца, цинка и драгметалла. На развитие фабрики влияют мировые цены. Мы реализуем концентраты по котировкам лондонской биржи. К сожалению, в последние годы значительно просели цены на свинец и цинк – если год назад они колебались в пределах 2-2,2 тысяч долларов за тонну, то сегодня их стоимость не превышает 1,7 тысячи долларов», - посетовал Кавинин.
По его словам, хорошие времена для выгодной продажи драгметаллов были в 2012-2014 годах, когда цены на тройскую унцию золота взлетели до 1,7 тысячи долларов, после чего был спад до 1 тысячи. Сейчас стоимость тройской унции колеблется в пределах 1,3 тысячи долларов.
Руководство рудника рассчитывает за два ближайших года реконструировать фабрику – частично заменить оборудование, в частности, закупить более мощные и производительные мельницы, а также увеличить количество флотационных машин.
«Шахта также будет модернизирована. С 2014 года мы отходим от старых дедовских методов с переносным оборудованием, электровозной откаткой и ручными перфораторами, периодически закупая современное самоходное оборудование», - заверил Кавинин.
По словам замдиректора рудника, после полного перехода на новые технологии количество шахтёров сокращать не планируется.
«Для обслуживания парка техники нужен ремонтный персонал. Рабочие с высвободившихся мест будут направлены на переквалификацию и переведены на новые должности», - сказал Кавинин.
Замдиректора рудника уверен, что значительные капитальные вложения окупятся максимум через пять лет, поскольку со сбытом продукции, которая, в основном, реализуется в Казахстане, проблем нет.