4 мая на крупнейшем в Забайкальском крае Харанорском угольном разрезе начался пожар отрабатываемых пластов. Первая информация об этом появилась в социальных сетях 5 мая, её сразу подтвердили в краевом МЧС. Пожар до сих пор не потушен, а о ситуации на разрезе почти ничего не известно — комментарии по этому поводу не дают ни в компании СУЭК, которая владеет разрезом, ни в региональном управлении МЧС, ни в правительстве региона.
Харанорский является ключевым разрезом для тепловых электростанций региона, которые обеспечивают его электричеством и теплом. Под его угли спроектированы две крупнейшие станции края — принадлежащая ТГК-14 ТЭЦ-1 в Чите и Харанорская ГРЭС, которая входит в группу «Интер РАО». На две этих станции приходится 70% от установленной мощности электростанций региона (мощность ТЭЦ-1 - 452 мегаватта, Харанорской ГРЭС — 665 мегаватт, максимальная установленная мощность станций края — 1 583 мегаватта, максимум нагрузки 2016 года — 1 280 мегаватт). Без углей Харанорского разреза обеспечить работу двух ключевых электростанций региона будет очень сложно.
Хроника событий
Первое видео с кадрами пожара появилось в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) «Регион-75», сейчас у этого ролика больше 16 тысяч просмотров:
Официальной информации не было с самого начала, источники говорили о том, что ситуация серьёзная — якобы с большим трудом удалось обойтись без жертв. Вечером 5 мая появились сообщения о том, что возгорание локализовано, огонь тушат пожарным поездом и БелАЗами. В день возгорания в Борзинском районе бушевал ветер, порывы которого достигали 25 метров в секунду, но власти края сразу опровергли возможность возгорания от степного или лесного пожара. К этому моменту на месте работал первый заместитель председателя краевого правительства Александр Кулаков, который по должности возглавляет краевую комиссию по чрезвычайным ситуациям. На фотографиях очевидцев было видно, что на разрезе горят многометровые пласты угля. Одновременно МЧС распространило информацию о том, что возгорание началось со склада добытого угля, а уголь горит на уровне 50 метров от поверхности земли. Подчёркивалось, что в тушении не принимают участие сотрудники МЧС, а к вечеру 6 мая работы на пожаре должны быть завершены.
На роликах, снятых на разрезе в ночь на 5 мая, видно, что сильный ветер раздувает огонь на достаточно большой площади:
6 мая поток комментариев иссяк - комментировать ход тушения отказались в СУЭК, правительстве края и МЧС. На снимках из космоса было видно, что горит около 200 гектаров. К вечеру 6 мая площадь выросла до 3 тысяч гектаров, но разобраться, где огонь, а где горячий дым, по этим данным невозможно. Очевидцы присылают в региональные СМИ ролики, из которых видно, что над разрезом до сих пор поднимаются клубы дыма:
Кто и как добывает уголь в Забайкальском крае
Харанорский угольный разрез находится в Борзинском районе Забайкальского края.
Предприятие является градообразующим для посёлка Шерловая Гора и принадлежит компании СУЭК — одной из 10 крупнейших угольных компаний мира. Согласно годовому отчёту СУЭК, в 2017 году компания добыла 107,8 миллиона тонн угля — это пятое место в мире и с большим отрывом первое место в России. В Забайкальском крае СУЭК кроме Харанорского разреза добывает уголь на разрезе Восточный в Улётовском районе, Апсатском разрезе на севере региона, в Каларском районе. Также добыча ведётся на Тугнуйском разрезе на границе с Республикой Бурятия, но его компания относит к соседнему региону. Угли Харанорского и Восточного разреза — бурые, именно под них спроектированы ТЭЦ-1 и Харанорская ГРЭС. Уголь Апсата — коксующийся, уходит на азиатские рынки премиального коксующегося угля и на российский металлургический рынок. Тугнуйский разрез производит энергетический каменный уголь, который уходит в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Добыча везде ведётся открытым способом. Добыча на Апсатском месторождении в 2017 году составила 0,7 миллиона тонн коксующегося угля, на Восточном и Харанорском разрезе — 4,5 миллиона тонн бурого угля. Вообще, мощность Харанорского разреза составляет 6 миллионов тонн угля в год.
Кроме разрезов СУЭК бурый уголь на юге Забайкальского края добывают на Уртуйском угольном разрезе, которое входит в структуру Приаргунского производственного горно-химического объединения (ППГХО) — крупнейшего в России производителя урана и градообразующего предприятия для второго по величине города региона, Краснокаменска. Уголь Уртуйского разреза используется в основном для ТЭЦ ППГХО.
Что представляет из себя энергосистема Забайкальского края
Энергосистема Забайкальского края самодостаточна, то есть может обеспечить регион электроэнергией без перетоков из энергосистем Сибири и Дальнего Востока, на стыке которых находится регион. Две крупнейшие станции в регионе — Харанорская ГРЭС (665 мегаватт) и Читинская ТЭЦ-1 (452 мегаватта). Первая производит электроэнергию и обеспечивает теплом посёлок Ясногорск, в котором работает, вторая кроме производства электричества обеспечивает теплом и горячей водой краевой центр - Читу. Обе станции спроектированы под уголь именно Харанорского и Восточного разреза, также могут использоваться угли Уртуйского разреза. Угли Уртуя вполне подходят для оборудования Харанорской ГРЭС, а вот попытки использовать другой уголь на станциях ТГК-14 оборачивались неудачей.
Третья по установленной мощности станция — ТЭЦ ППГХО в Краснокаменске (410 мегаватт), кроме генерации электроэнергии она обеспечивает теплом и горячей водой ППГХО и Краснокаменск. Мощность остальных станций по сравнению с тремя лидерами незначительна — от 12 мегаватт на Читинской ТЭЦ-2 и Шерловогорской ТЭЦ, до 24 мегаватт Приаргунской ТЭЦ (все принадлежат ТГК-14). Небольшие станции также спроектированы под уголь Харанорского разреза, на Приаргунской ТЭЦ также может использоваться уголь с Уртуйского разреза.
Кто является основным потребителем угля с Харанорского разреза
Больше всего угли Харанора нужны ТГК-14: из 3,2 миллиона тонн, добытых разрезом в 2016 году, почти 1,9 миллиона тонн, или 58%, ушло на её станции. Ещё 912 тысяч тонн или 28% с разреза отгрузили на Харанорскую ГРЭС, 64 тысячи тонн или 2% ушло на Первомайскую ТЭЦ. То есть на три эти станции уходит 88% добычи Харанорского разреза. Продукцию Восточного разреза ТГК-14 забирает почти полностью — из 806 тысяч тонн, добытых в 2016 году, 628 тысяч тонн или 78% было отгружено на станции ТГК-14.
В программе развития электроэнергитики Забайкальского края до 2022 года прогнозный объём добычи Харанорского разреза стабилен — 3 миллиона тонн угля в год, при этом потребление этого угля станциями ТГК-14 планово растёт с 1,17 миллиона тонн в 2018 году до 2,2 миллиона тонн в 2022 году, потребление Харанорской ГРЭС составляет около 1,9-2 миллионов тонн в год.
Что будет, если прекратятся поставки с Харанорского разреза
У ТГК-14 и Харанорской ГРЭС есть запасы на угольных складах. Ситуация сейчас не критическая — отопительный сезон заканчивается 15 мая, до этого времени запасов должно хватить. В пресс-службах владеющих станциями компаний не смогли оперативно сообщить объёмы угольных складов, но согласно данным из открытых источников можно предположить, что двум станциям ТГК-14 в Чите запасов хватит минимум на месяц, а дефицит можно будет частично перекрыть за счёт угля с Восточного угольного разреза. Зимой ситуация могла быть гораздо сложнее. Без угля Харанорского разреза в длинной перспективе станции ТГК-14 обойтись не смогут — оборудование спроектировано под конкретную марку угля с конкретных месторождений, прежде всего Харанорского и Восточного разрезов, и только эти разрезы могут обеспечить ТЭЦ-1 нужными объёмами. Харанорской ГРЭС заменить угли Харанора аналогами с Уртуя будет проще.
Если говорить об электроснабжении региона, то нужно учитывать, что энергосистема Забайкальского края работает в составе Единой энергетической системы (ЕЭС) России, и если будут проблемы с генерацией на территории региона, Системный оператор ЕЭС обеспечит перетоки из смежных энергосистем. Сейчас это не составит проблем — мощностей магистральных сетей Федеральной сетевой компании (ФСК) для этого хватит. Случись такая необходимость зимой, такие перетоки будут работать на пределе, это связано с ограничениями магистральных сетей на границе Забайкальского края и Республики Бурятия. Именно эти ограничения не позволяют автоматически включить регион в зону свободного перетока «Сибирь», о которой так много говорили в 2017 году.