Президент Владимир Путин пошёл дальше первого и единственного президента СССР Михаила Горбачёва и присоединил Забайкальский край к Дальневосточному федеральному округу. Горбачёв дальше госпрограммы не двинулся. Чем дальневосточный регион отличается от других субъектов федерации и какие бонусы вхождение в него может принести Забайкалью – в обзоре «Чита.Ру».
Чуть про Горбачёва
Чтобы параллель была понятна, нужно рассказать, что в 1986 году во Владивостоке тогда ещё генсек ЦК КПСС произнёс речь, провозгласившую «поворот на Восток» и интеграцию дальневосточного региона с тихоокеанскими экономиками. Для создания торгово-финансового плацдарма СССР на берегу Тихого океана предлагалось нарастить экономический и демографический потенциал региона.
В 1987 году была принята долговременная государственная программа комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области до 2000 года. Она предполагала создание совместных предприятий, налоговые льготы для иностранных инвесторов, выделение части таможенных доходов в пользу дальневосточных регионов.
А теперь про Путина
Он как президент России в 2013 году определил развитие Дальнего Востока как национальный проект на весь XXI век. К 2018 году эксперты применительно к ДФО ввели термин новейшей и уникальной модели экономики в России, которой больше нет ни в одном федеральном округе. В чём она заключается и что может приобрести Забайкальский край после того, как из Сибири стал Приморьем.
1. Важный официоз
Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев является и заместителем председателя правительства страны. Это значит, что особо сложные вопросы развития Забайкальского края могут начать решаться гораздо быстрее, чем раньше.
Профильным ведомством в развитии в ДФО является Министерство по развитию Дальнего Востока. Такого нет ни у одного субъекта федерации, кроме Северного Кавказа.
Помимо этого, есть Корпорация развития Дальнего Востока (занимается инфраструктурными объектами), Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (специалисты которого трудоустроили 8 тысяч человек), Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и развитию экспорта (портфель агентства сегодня включает инвестпроекты на 1 триллион рублей) и Фонд развития Дальнего Востока (даёт кредиты бизнесу под 5% годовых).
2. Дальневосточный гектар
Пожалуй, это самый известный забайкальцам дальневосточный проект. Суть его заключается в том, чтобы привлечь в ДФО как можно больше жителей других регионов. Для этого всем желающим бесплатно могут предоставить гектар земли для строительства дома и занятия хозяйством.
И если сейчас в районах Дальнего Востока живут 6,2 миллиона человек, то благодаря этому проекту, по данным Минвостокразвития, к 2025 году эта цифра увеличится до 6,5 миллиона дальневосточников.
Способствовать этому должно и упрощённое получение российского гражданства крупными инвесторами.
3. Энерготарифы
В конце 2016 года Госдума приняла закон о снижении стоимости электроэнергии для промышленных потребителей на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня, или на 21%. Закон вступил в силу с 1 января 2017 года.
4. Авиаперелёты дешевле
Жители Дальнего Востока могут воспользоваться двумя системами покупки авиабилетов по сниженной цене: это билеты с «плоским тарифом» и субсидируемые государством перевозки определённых категорий граждан. Если со вторыми всё понятно: воспользоваться субсидией могут молодые люди, пенсионеры, инвалиды I и II групп, то про «плоский тариф» нужно поговорить подробнее.
Так называется фиксированная цена на авиабилет в салонах эконом-класса авиакомпаний с государственным участием. Билет по плоскому тарифу может купить любой пассажир вне зависимости от возраста и гражданства. Например, «Аэрофлот» предусматривает такие тарифы по пяти направлениям: Москва – Владивосток, Москва – Хабаровск, Москва – Южно-Сахалинск, Москва – Петропавловск-Камчатский, Москва – Магадан. В 2018 году туда и обратно можно слетать за 25 тысяч рублей, билет только в одну сторону будет стоить 13,2 тысячи рублей – столько же, сколько в 2017 году.
Обе категории билетов расхватываются.
5 и 6. Транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2»
Поднять экономическую, инвестиционную и туристическую привлекательность региона планируется с помощью двух международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2», являющихся частью большого проекта «Один пояс – один путь». Их концепцию утвердили в декабре 2016 года.
Оба коридора проходят через территорию Свободного порта Владивосток, о которой поговорим позже, и соединяют порты Приморского края с китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь.
Концепция транспортных коридоров предусматривает модернизацию приграничной инфраструктуры со строительством и расширением портов, пунктов пропуска, автомобильной и железнодорожной инфраструктур.
Для транзитных грузов здесь значительно упростили пограничные процедуры, а иностранцы, прибывающие на территорию ДФО, могут быстро оформить электронную визу. Эти и другие меры, по данным Минвостокразвития, позволят к 2030 году поднять объём грузопотока до 45 миллионов тонн зерновых и контейнерных грузов.
7. Свободный порт Владивосток
Этот проект, равно как и активно применяющийся в ДФО инструмент создания территорий опережающего развития, стал инструментом для экономического развития.
Закон о создании Свободного порта (порто-франко – порта беспошлинного ввоза иностранных товаров) вступил в силу в октябре 2015 года. Суть проекта проста: в Свободный порт Владивосток могут входить муниципалитеты, включая ключевые гавани, и резиденты. Сегодня здесь насчитывается 20 муниципалитетов, 320 резидентов и свыше 300 миллиардов рублей инвестиций.
Помимо этого, в Приморье в рамках новой модели экономики заработала система «Восход» - это онлайн-платформа для того, чтобы привлекать акционерный и долговой капитал в компании и проекты, реализующиеся на территории.