Законодательное собрание 15 мая одобрило представленный минэкономом «План ускорения экономического роста Забайкальского края до 2025 года». Документ - предложение правительства Александра Осипова в разрабатываемую национальную программу развития Дальнего Востока. Расширенная версия плана оказалась в распоряжении редакции «Чита.Ру».
Как, по плану, должна измениться экономика Забайкалья к 2025 году
Правительство Забайкальского края рассматривает два сценария экономических изменений до 2025 года:
1) инерционный, который может быть реализован без принятия дополнительных стимулирующих мер;
2) целевой, рассчитанный с учётом поддержки Москвы и достижения 6-процентного роста экономики.
В случае инерционного развития экономики внутренний региональный продукт (ВРП) Забайкалья может увеличиться с 316 миллиардов рублей (2018 год) до 448 миллиардов в 2025 году - на 41,7%. Объём ежегодных инвестиций в основной капитал вырастет с 90 до 135 миллиардов рублей, экспорт — с 433,5 миллиона долларов США до 572,7 миллиона.
Целевой сценарий предлагает динамичный рост ВРП с итоговым увеличением на 72% — до 543,7 миллиарда рублей в 2025 году. Объём ежегодных инвестиций в этом случае может вырасти с 90 до 163 миллиарда рублей, а экспорт — до 1,4 миллиарда долларов США.
Доля высокотехнологичных производств в структуре ВРП при инерционном сценарии увеличивается до 18,5%, целевой сценарий предполагает увеличение с 15,8 до 25,5%.
В документе перечислены основные инвестиционные проекты, которые должны обеспечить достижение целевого роста ВРП. Некоторые перспективы — например, выход Быстринского горно-обогатительного комбината (ГОКа) на заявленную мощность или начало разработки Удоканского месторождения меди — вполне осязаемы. Но наличие в списке проектов вроде российско-китайского комбината «Полярная» и серьёзная ставка на их реализацию заставляют, как минимум, снизить ожидания к 100-процентной выполнимости плана.
На экономический базис опираются четыре социальные цели:
- повышение рождаемости при сокращении смертности,
- снижение оттока населения,
- увеличение миграционного притока в Забайкалье,
- повышение качества жизни до уровня выше среднероссийского.
На какие проекты рассчитывают в правительстве
Главная надежда забайкальский властей - запуск горно-металлургического комбината «Байкальской горной компании» на Удоканском месторождении меди. USM Holdings бизнесмена Алишера Усманова, согласно указанным в документе данным на 1 января 2019-го, уже вложил в проект более 28 миллиардов рублей, ещё 116,9 миллиарда рублей инвестиций должны поступить до 2022 года, когда комбинат выйдет на полную мощность. С появлением комбината в малонаселённом Каларском районе появится более 2,2 тысячи рабочих мест. Минэкономразвития края оценил в 11,1% вклад проекта в объём «ускоренного» роста ВРП.
Около 7% роста ВРП Забайкалья обеспечит выход Быстринского ГОКа на полную мощность. По оценке минэконома, это произойдёт уже в 2020 году. Сегодня предприятие практически достигло заявленной штатной численности в 2 130 сотрудников, а фактические инвестиции «Норильского никеля» к 1 января составили 66,5 из запланированных 72,5 миллиарда рублей.
Освоение Нойон-Тологойского полиметаллического месторождения, по плану, обеспечит краю 3,9% дополнительного ВРП. Согласно приведённым в документе данным, к 1 января компания «Байкалруд» и китайский инвестор Limited вложили в проект 10,1 из 43,8 миллиарда рублей. Предприятие может появиться в Александрово-Заводском районе в 2024 году, а его штатная численность увеличится до 4 тысяч человек.
Все проекты можно условно разделить на три группы:
1) вероятно выполнимые - те, к физической реализации которых уже приступили;
2) находящиеся в разработке;
3) гипотетически выполнимые - те, возможная реализация которых рассматривается потенциальными инвесторами, или же забуксовавшие проекты-долгострои.
На долю проектов первой группы - таких как Удокан и Быстринский - приходится чуть больше двух пятых дополнительного увеличения ВРП по целевому сценарию «ускорения развития». Но реальность реализации почти трети проектов можно поставить под сомнение. Самый показательный пример - целлюлозно-промышленный комбинат «Полярная», строительство которого затянулось на 10 лет и, по всей видимости, не завершится без открытия российско-китайского моста через Амур. При этом в плане «Полярной» отведено 7,9% от ожидаемого дополнительного роста ВРП. Ещё 7,3% приходится на долю проекта разработки Чинейского месторождения - примерный срок начала строительства не уточняется, а выход на полную мощность запланирован только на 2036 год.
Среди проектов, которые пока рассматриваются как гипотетические, есть, например, открытие в Чите торгового центра «Леруа Мерлен» и строительство в городе логистического хаба. Реализация обоих может увеличить ВРП на 0,1%.
Оставшаяся четверть инвестпроектов попадает в третью группу - находящихся на стадии проектирования. Сюда можно включить, например, проект разработки Ключевского золоторудного месторождения китайско-индийско-российским предприятием или проект добычи угля на Зашуланском месторождении в Красночикойском районе.
Что, по версии властей, нужно Забайкалью для ускорения
Если коротко: снижение тарифов на электричество, реконструкция пограничных пунктов пропуска в Забайкальске, Староцурухайтуе, Соловьёвске и Олочах для увеличения экспорта, обновление аэропортов Читы и Чары, модернизация железнодорожной и энергетической инфраструктуры, расширение льгот для бизнеса, субсидирование аграриев и модернизации предприятий, введение патентов на сбор орехов и дикоросов, вовлечение в оборот залежных земель, создание IT-кластера и становление Забайкальского госуниверситета опорным вузом экономики региона, обеспечение 280 отдалённых сёл мобильной связью.
При этом только затраты в развитие инфраструктуры - частные и государственные - должны составить около 150 миллиардов рублей. Большая часть ожидаемых расходов приходится на долю РЖД.
Насколько всё это реально?
Станет известно к 1 сентября - это крайний срок, когда финальная версия национальной программы развития Дальнего Востока должна лечь на стол президенту Владимиру Путину. От того, как много проектов согласится поддержать правительство России, зависит реальность того экономического прорыва, который обещают с первых дней присоединения к Дальневосточному федеральному округу.