Пандемия коронавируса коснулась всех сфер жизни весной 2020 года. Нагрузка легла на бюджет, в частности, Забайкальского края. Выделяются деньги на выплаты врачам, безработным, увеличивается соцподдержка семей, помощь больницам и бизнесу. Заместитель председателя правительства региона Андрей Кефер рассказал об состоянии бюджета в пандемию, о кредитах для Забайкалья и оценил выплаченные премии сити-менеджеру Читы Александру Сапожникову.
- Как будет корректироваться краевой бюджет 2020 года с учётом пандемии? Какие статьи будут пересматриваться? Может быть, уже внесены какие-то изменения или предложения?
- Каких-то глобальных изменений мы пока не планируем. Дело в том, что бюджет у нас в Забайкалье традиционно социальный. Основная часть расходов по расчётам Минфина России — 99% бюджета — имеют социально значимый характер. Мы сейчас пересматриваем мероприятия, которые с учётом эпидобстановки провести просто невозможно. Это в первую очередь массовые, культурные мероприятия. Будем выходить с инициативой перенаправлять деньги на финансирование более важных и нужных расходов.
Сейчас мы готовим изменения в бюджет. Будем вносить их для рассмотрения. Основные средства, которые мы предусмотрели в бюджете, как я уже отмечал, пересматривать не будем. Мы считаем, что заработные платы, социальные обязательства, всё, что в бюджете предусмотрено, подлежит безусловному сохранению, чтобы мы вовремя всё выплачивали. Это опосредованная поддержка экономики, чтобы поддержать потребительский спрос.
- Есть уже какие-то конкретные мероприятия, которые отменились, и деньги можно перераспределить? Какие-то уже известны суммы?
- Сейчас как раз идёт работа над обоснованием мероприятий. Например, «Алтаргана». Мы её переносим на следующий год. Мероприятия, ранее запланированные в бюджете, будут перенесены. Однако часть средств этого года мы перераспределим. Есть однозначно желание сохранить всё то, что было предусмотрено на проведение Дня Победы. Потому что мы считаем, что это святой праздник для каждого россиянина и забайкальца, в частности. Поэтому здесь мы будем с учётом ограничительных мер как-то видоизменять мероприятие, но стараться провести их в полном объёме.
- Пришлось ли брать деньги на борьбу с пандемией из краевого резервного фонда? Какие это суммы?
- Здесь нам очень серьёзно помогает Федерация. Нам за это время, начиная с апреля, выделили больше 700 миллионов рублей. Это позволило профинансировать мероприятия, связанные с профилактикой коронавируса. В частности, это переоборудование учреждений здравоохранения, организация дополнительного коечного фонда. На это Федерация выделила более 400 миллионов. Были также выделены средства на организацию стимулирующих выплат врачебному персоналу, социальным работникам. Там тоже весьма значительные суммы. Здесь, конечно, спасибо Министерству финансов и Министерству здравоохранения России.
Из резервного фонда края мы тоже средства выделяли. Сумма не очень большая, но у нас и резервный фонд не очень большой. Он был сформирован в размере 100 миллионов рублей в начале года. Мы выделили порядка 30 миллионов на оснащение медучреждений, приобретение аппаратов искусственной вентиляции лёгких, спецоборудования, кислородной разводки и прочее. В основном это текущие мероприятия на дооборудование наших учреждений, а также на лекарственное обеспечение.
- Краю сейчас ещё нужны деньги на средства индивидуальной защиты, лекарства, переоборудование больниц?
- Это зависит от эпидситуации. Если увеличивается количество госпитализированных, то увеличивается и объём денег, необходимых на оказание медицинской помощи, приобретение лекарств. То есть, растёт необходимость в финансировании текущих расходов. Министерство здравоохранения предоставило нам расчёты среднемесячной потребности. Она варьируется в районе 250–300 миллионов рублей в месяц.
Основные средства мы замещаем за счёт программы обязательного медицинского страхования. В своё время нам удалось сделать запас по средствам защиты, лекарствам, но все запасы имеют свойство заканчиваться. Поэтому сейчас мы поддерживаем текущую потребность, где-то подхватываем за счёт резервного фонда, но в основном работаем с Федерацией, чтобы доказать потребность и обеспечить дополнительное финансирование за счёт средств федерального бюджета.
- А вообще выстроен с Москвой диалог в сложившейся ситуации? Они идут на встречу?
- Друзья все познаются в беде. В этот сложный период у нас выстроены самые конструктивные отношения с профильными министерствами и правительством РФ. Они нас буквально во всём поддерживают. Благодаря тому, что еженедельно проводятся видеоконференции, мы имеем возможность очень оперативно довести наши проблемные вопросы, например, до премьер-министра. Реагирование идёт просто моментально. Проблемы решаются в суточном режиме.
- Забайкалью было выделено 200 миллионов рублей на компенсацию выпадающих доходов. Этого хватит, чтобы их покрыть? Сколько вообще у нас выпадающих?
- Чтобы понимать, хватит 200 миллионов или не хватит, нужно понимать, сколько вообще выпадающих и какая картина складывается. Первый квартал для бюджета Забайкальского края прошёл позитивно. Динамика по росту собственных доходов у нас наблюдалась: плюс 8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. То есть, первый квартал мы прошли с плюс 8%, что не могло нас не радовать. Но, к сожалению, потом с учётом негативных явлений в экономике, апрель мы прошли минус 1,2 миллиарда рублей в сравнении с апрелем прошлого года. Май 2020-го к маю прошлого года также снизился.
Но если сравнить 5 месяцев, то с учётом хорошей динамики первого квартала 2020 года падение составило чуть более 800 миллионов рублей. Нам компенсировали пока 200. Мы считаем, что это первый шаг. Продолжаем в этой части очень настойчиво работать. Думаю, что это не предел. У нас есть обоснованные надежды, что аргументы будут услышаны, и всё-таки федеральный бюджет нам поможет в значительно большем объёме.
- А нет опасения, что пандемия сейчас закончится и бизнесу придётся вставать на ноги, а выпадающие доходы продолжат формироваться на протяжении всего года?
- Мы понимаем, что оживление экономики — процесс не быстрый. Естественно, падение происходит очень резко, а восстановление — трудно. Мы принимали обоснованные, просчитанные решения о том, что мы бизнесу будем помогать уменьшением налоговых ставок, уменьшением платы за аренду. Я считаю, сейчас нам необходимо повернуть фокус внимания от тех мероприятий, которые связаны с финансированием насущных проблем и уже думать, как восстанавливать экономику. Нужно смотреть на шаг или два вперёд.
Мы этим действительно занимаемся. Вот лежит проект и пояснительная записка к новому инвестиционному проекту. Поэтому, несмотря на все сложности и выпадающие доходы, мы уже думаем, как запускать или перезапускать экономику, как поддерживать инвестиционные проекты.
- Те деньги, которые уже поступили, но при этом не были внесены в бюджет законом, их как распределяли?
- Дело в том, что на этот ограниченный период Федерация дала нам право: средства, которые поступают из федерального бюджета, направлять сразу на расходы по целевому назначению без внесения изменений в бюджет. Это обеспечило нам максимальную оперативность. Более того, правительство РФ расширило наши полномочия по перераспределению средств. Для финансирования мероприятий, связанных с борьбой с коронавирусной инфекцией, мы можем постановлением правительства края принять те или иные решения о перераспределении средств внутри бюджета, не дожидаясь закона. Мы применяем эти инструменты очень ответственно.
- Кто сейчас принимает решение о распределении денег?
- Инициатором, естественно, выступает соответствующее министерство. Например, здравоохранения и соцзащиты в части проведения оперативных социальных выплат. Любое отраслевое министерство выходит с инициативой, она рассматривается правительством края, закрепляется в постановлении и находит отражение в бюджетной росписи.
- Можно уточнить параметры помощи населению и бизнесу, которые будут проходить через региональный бюджет? Какие это суммы?
- Есть большое желание помочь и бизнесу. Но с тем учётом, что бюджет у нас социальный, выделить какие-то серьёзные ресурсы и направить их на поддержку бизнеса крайне сложно. Возможности у нас ограничены. Поэтому мы приняли решение, что будем помогать бизнесу не субсидиями, а снижением ставок по налогам.
Мы уже уменьшили в 3 раза ставку по упрощённой системе налогообложения. Суммы там получились значительные. Если брать совокупно упрощённую систему налогообложения, транспортный налог, единый налог на вменённый доход, то получается более полумиллиарда рублей.
Дополнительно рассматриваем возможность прямого субсидирования и чувствуем особую ответственность за решения, которые мы приняли. У нас практически полностью были закрыты организации спортивной индустрии, в частности, фитнес-центры. Мы сейчас делаем расчёты для частичной компенсации расходов фитнес-индустрии на арендную плату и коммунальные платежи.
Особой проблемой для нас остаётся обеспечение населения доступными масками. Это одно из требований санитарных и гигиенических норм. Сейчас это требование приобрело особую актуальность, так как наибольшая вероятность заражения наступает при несоблюдении масочного режима. Мы выделяем 2 миллиона рублей торговым сетям для компенсации продаж масок при условии, что цена их реализации не более 15 рублей.
- А есть какая-то сумма, которая в идеале могла бы покрыть все расходы на помощь бизнесу и населению?
- Здесь нет предела совершенству. Для края, конечно, мы делали расчёты. Сумма, которая бы устроила в первую очередь нас и серьёзно смогла бы поддержать бизнес, весьма значительная. Порядка 5,5–6 миллиардов рублей. Это могло бы обеспечить возможность прямого субсидирования бизнеса, наиболее пострадавших отраслей и поддержки тех, кто остался без работы.
- Хватает ли краевому бюджету денег на зарплаты бюджетникам?
- Не хватает 1,5 миллиарда. Зарплата сбалансирована на 11,5 месяца. Мы работаем с федеральным центром. Есть уверенность, что нас услышали, и надежда, что нам помогут.
- Была информация, что край планирует брать три кредита. Сколько у нас вообще сейчас бюджетных и коммерческих кредитов?
- Мы не то, что планируем. Мы их уже взяли. Сегодняшняя ситуация — одна из лучших для того, чтобы привлекаться. Ключевая ставка у нас сейчас 5,5%. Были времена, когда бюджет привлекался и под ставки по 12-15%. Сейчас из 13 миллиардов коммерческих кредитов, средняя ставка варьируется в районе 7,5-8%. Поэтому мы приняли, я считаю, абсолютно обоснованное решение, дорогие кредиты — больше 7,5% — все перекредитовать. Это позволит нам сэкономить на обслуживании.
Привлекли более 3 миллиардов, это позволило сэкономить порядка 25 миллионов рублей. Процесс будем продолжать, чтобы все дорогие кредиты заместить дешёвыми. Кредиты на новые расходные обязательства мы не привлекаем. Запустили процесс рекредитования, чтобы сэкономить на обслуживании.
- Могли бы вы, по опыту работы в администрации Читы, оценить выплаты двух премий — по 50 тысяч рублей каждую — сити-менеджеру города Александру Сапожникову в период, когда бюджеты города и края являются дотационными? Край как-то отслеживает выплату таких премий?
- Премирование, это всё-таки полномочие органов местного самоуправления и они сами премируют сотрудников исключительно за счёт средств соответствующего бюджета. Я не в курсе тех премий, которые выплачивали Александру Михайловичу, но уверен, что премии ему выплачивали не просто так, а за выполнение особо важных мероприятий. Во все времена и во всех сферах есть герои, особенно во времена трудных испытаний. Каждая работа должна оплачиваться. Наверное, это правильно. Хотя откровенно скажу, что не слышал, что ему выплачивались какие-то премии.