Силовые структуры 22 января провели обыски в Городской больнице №1 Читы, где развёрнут главный моностационар Забайкалья, и в краевой детской клинической больнице. Действия правоохранительных органов один из источников ИА «Чита.Ру» связал с закупками контрафактных средств индивидуальной защиты (СИЗов), предназначенных для работы медиков в «красной зоне».
Ни органы власти , ни полиция , не стали комментировать эту информацию. Однако её никто и не опроверг.
Ажиотажная цена
Незадолго до этого «Чита.Ру» обратило внимание, наверное, на самую примечательную закупку СИЗов. Её ещё в апреле совершила Краевая клиническая инфекционная больница (ККИБ). Учреждение без проведения торгов, что возможно в условиях режима повышенной готовности, заключило контракт с ООО «СПМ ГРУПП» на поставку 29 тысяч китайских одноразовых комбинезонов. Подпись под контрактом поставил главврач больницы Сергей Юрчук.
Согласно порталу госзакупок, стоимость одного комбинезона составила 2,2 тысячи рублей. Вся партия, то есть цена контракта - 63,8 миллиона рублей.
В настоящее время производители СИЗ на своих сайтах предлагают такие комбинезоны за 200-300 рублей. Поэтому обращаем внимание на срок поставки. Передать СИЗы больнице компания должна была до 31 декабря, но справилась с этим раньше - к 29 мая.
ООО «СМП Групп», продавшая больнице 24 тысячи комбинезонов, до этого только однажды участвовала в госзакупках и победила в аукционе на поставку полиэтиленовых пакетов «Аптечному складу».
К этому контракту возникло много вопросов, и мы попытались задать их министру здравоохранения Анне Шангиной. Ответ, судя по всему, был подготовлен с большой неохотой. Во-первых, министерство нарушило сроки, прописанные в законе «О СМИ». Ответ на запрос, отправленный 12 января, редакция получила не через неделю, а только 21 января. Во-вторых, часть вопросов Шангина и её подчинённые оставили без внимания.
Да и вообще ответ министерства хочется назвать переливанием из пустого в порожнее. В документе подробно, со ссылками на приказы и законы, излагается информация о предмете контракта, которая нам была известна заранее, так как размещена на портале госзакупок.
Отвечая на вопрос о том, чем объясняется цена комбинезонов, Шангина сообщила, что в феврале-августе 2020 года в России наблюдался острый дефицит масок, одноразовых комбинезонов, респираторов и высоких бахил, «а на имеющиеся в наличии цена повысилась в сотни раз». Говоря о повышении цен на все СИЗы, министр ссылается на результаты общероссийского мониторинга динамики цен на медицинские маски, проводимого Федеральной антимонопольной службой.
При чём здесь этот мониторинг — не вполне понятно. ФАС наблюдала за стоимостью именно масок, а не одноразовых комбинезонов и других СИЗ. К тому же служба к апрелю заявляла о снижении цен на маски в большинстве регионов России.
Можно принять за данность вызванный ажиотажным спросом рост цен. Но тогда возникает вопрос: почему больница закупила по такой стоимости много комбинезонов, установив срок их поставки до конца года? Разве нельзя было купить не 26 тысяч комбинезонов, а, скажем, 1-2 тысячи, а уже после снижения цен докупить остальные? Этот вопрос Анна Шангина оставила без ответа. Мнением о том, считает ли она цену комбинезонов завышенной, министр тоже предпочла не делиться. Зато заявила, что закупку проверяло УФАС и не нашло в ней нарушений.
Ещё одна любопытная деталь кроется в том, что ККИБ спустя месяц после закупки большой партии комбинезонов пыталась купить партию поменьше - 520 штук по цене 200 рублей за штуку. Объявленная на сайте «РТС-тендер» закупка не состоялась. Ответ о причинах срыва министр здравоохранения не дала, но пояснила, что речь идёт о разных комбинезонах.
Может быть, действительно, комбинезоны за 2,2 тысячи и 200 рублей имеют различия по классификатору продукции. Однако описания, приведённые в контракте и объявлении о закупке, очень похожи.
Вот так больница описывала необходимые, но не купленные СИЗы: «Комбинезон одноразовый с капюшоном из гипоаллергенного нетканого материала спанбонд с застёжкой в виде молнии и защитным капюшоном. Резинки на рукавах и внизу штанов».
А вот описание из заключённого контракта на 63,8 миллиона: «Одноразовая медицинская защитная одежда. Из ламинированного нетканого материала с застёжкой-молнией и герметизирующей клейкой лентой, цельный, состоит из верхней части с шапочкой и брюк. Нестерильный».
На сайте госзакупок очень чётко отслеживается тенденция снижения цен на комбинезоны. С октября их закупали уже по 250-350 рублей за штуку.
Внимание на закупку обратил и анонимный телеграм-канал, связавший её с бывшим вице-премьером правительства Забайкальского края Михаилом Чуркиным, директором забайкальского территориального фонда обязательного медицинского страхования Сергеем Чабаном и директором корпорации развития Забайкалья Антоном Тутовым. Корреспонденту «Чита.Ру» Тутов и Чабан отказались комментировать эту информацию, назвав её «фейками» и ложью. Чуркин даже не пожелал ознакомиться с публикацией.
Прокуратура Забайкальского края сообщила ИА «Чита.Ру», что информацию, опубликованную в телеграм-канале, ранее анонимно направили в ведомство. В соответствии с требованиями закона прокуратура передала её в правоохранительные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для использования в работе.
Золотые бахилы
Не менее интересно выглядят аукционы по закупке медучреждениями бахил. Данные с сайта госзакупок для простоты понимания мы сформировали в таблицу.
Почему, например, разница в цене на бахилы для ККИБ и госпиталя составляет более 10 рублей, при том, что ККИБ нужна более крупная партия? А в чём разница между бахилами, закупаемыми практически в одно и то же время Красночикойской, Тунгокоченской, Нерчинско-Заводской больницами? Дорогая логистика? Так расстояние от Читы до сёл, в которых находятся эти больницы, примерно одинаковое. Разные объёмы? Но ведь у Нерчинско-Заводский и Тунгокоченской больниц начальная цена контракта одинаковая, а у Красночикойской больше в 10 раз, но цена за одно изделие гораздо выше.
И подобные вопросы возникают к каждой позиции.
Мы не стали включать в таблицу закупки бахил из спанбонда (нетканый материал из тонкого полимерного волокна). Хотя к ним тоже есть вопросы. Почему, например, Кыринская ЦРБ в августе намеревалась покупать пару таких бахил за 45 рублей, а Хилокская ЦРБ в октябре за 48 рублей, а Петровск-Забайкальская - за 91 рубль?
Также в список не попала и Читинская медакадемия, которая не является подведомственным минздраву Забайкалья учреждением, но провела образцовую закупку бахил. Начальная максимальная цена контракта составляла 1,9 миллиона рублей, цена за штуку – 1,9 рубля. В результате торгов пара бахил обошлась вузу в 32 копейки. Примерно в это же время в конце октября-начале ноября Хилокская ЦРБ и Городской родильный дом покупали бахилы за 48,3 и 23,7 рубля соответственно.
Разумеется, на основании этих данных нельзя делать однозначные выводы о распилах и коррупции. Но возникающие вопросы вкупе с нежеланием министерства здравоохранения отвечать на них вызывают определённые подозрения.
Вероятно, правоохранительным органам минздрав будет давать ответы охотнее.
В материал внесены изменения. Ранее в таблицу была включена информация об аукционе, который объявила Хилокская ЦРБ на закупку бахил из нетканого материала по 48 рублей за пару.